Воронихин Андрей Никифорович

Воронихин Андрей НикифоровичВОРОНИХИН Андрей Никифорович [17(28).10.1759, село Новое Усолье, ныне Пермский край (по другим сведениям, село Давыдково Московской губернии) - 21.2(5.3).1814, Санкт-Петербург], российский архитектор, живописец. При рождении был записан крепостным Строгановых (его считали внебрачным сыном графа А. С. Строганова, который, будучи президентом Академии Художеств, покровительствовал Воронихину); в 1786 году освобождён от крепостной зависимости. Получил домашнее образование в семье Строганова. Учился в Москве у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. В 1778 году участвовал в росписи трапезной Троице-Сергиевой лавры. Совершил несколько путешествий по России. Продолжил образование в петербургской Академии Художеств. В 1786-90-е годы путешествовал по Швейцарии и Франции, где занимался у Ш. де Вайи. В 1793 году выполнил акварели с видами парадных интерьеров Строгановского дворца в Санкт-Петербурге. За акварель с видом картинной галереи (Эрмитаж, Санкт-Петербург) получил звание «назначенного в академики». В 1795-96 годах перестроил дачу Строганова и построил малую дачу П. А. Строганова в Новой деревне в Санкт-Петербурге (не сохранилась; воспроизведена на картине Воронихина, за которую он в 1797 получил звание академика перспективной живописи, находится в ГРМ); выполнил проекты домов в усадьбах Братцево (ныне в черте Москвы, строился с 1793) и Городня (Калужская губерния, 1798). По рекомендации Строганова вёл строительство галерей у фонтана (ковша) Самсона в Петергофе (1800), за что советом Академии Художеств ему было присвоено звание архитектора. С 1802 года профессор, с 1811 - руководитель архитектурного отделения Академии Художеств.

Реклама

Воронихин Андрей НикифоровичСоздавал крупные градостроительные ансамбли в стиле ампир. Проект Казанского собора включал композицию новой соборной площади (с полукруглыми колоннадами) на Невском проспекте. Форма здания восходит к раннехристианским базиликам Рима, но дополнена высоким барабаном с куполом над средокрестием. Градостроительный подход проявился и в других произведениях Воронихина - здании Горного кадетского корпуса (Санкт-Петербург) с монументальным портиком, обращённым к Неве (1806-11), неосуществлённых проектах Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге (1808-10) и храма Христа Спасителя в Москве (1813).

Воронихин участвовал в строительстве и оформлении дворцово-парковых ансамблей в Петергофе (начало 1800-х годов; малые архитектурные формы и др.) и Павловске (1802-08; по его эскизам были выполнены предметы убранства для дворца при его восстановлении в 1803 после пожара, мосты, беседки, павильоны и др. в парке). Создавал проекты мебели, осветительных приборов, хрустальных, каменных и фарфоровых ваз. В трактовке ордерных форм (грекодорический портик Горного кадетского корпуса) и декоративной отделке интерьеров с использованием разнообразной пластики и скульптуры (кабинет императрицы Марии Фёдоровны «Фонарик» в Павловске, 1807) Воронихин обращался к подлинным античным образцам. Племянник Воронихина - архитектор Николай Ильич Воронихин (1812-77), академик петербургской Академии Художеств (1838), работал в Рязани и Москве.

Лит.: Гримм Г. Г. Архитектор Воронихин. Л.; М., 1963; Терехин А. С. Архитектор А. Воронихин. Пермь, 1968; Лисовский В. Г. А. Воронихин. Л., 1971; Мурашова Н. В. А. Н. Воронихин и Ф. И. Демерцов. Были и легенды // Панорама искусств. М., 1990. Вып. 13; Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. СПб., 1998.

И. Е. Путятин.