Врубель Михаил Александрович

ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович [5(17).3.1856, Омск - 1(14).4.1910, Санкт-Петербург], российский живописец, график, сценограф, мастер декоративно-прикладного искусства. Член петербургской Академии Художеств (1905). Сын военного юриста. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1879). Учился в Рисовальной школе ОПХ (1864, 1868-69), посещал вечерние занятия натурного класса П. П. Чистякова (1874-79), учился у него же в петербургской Академии Художеств (1880-84; одновременно с В. А. Серовым), брал уроки акварели у И. Е. Репина. Участник выставок: Всемирной в Париже (1900; золотая медаль), международных в Вене (1901) и Венеции (1907, 1914), также Московского товарищества художников (с 1895), «Мира искусства» (1900-03, 1906), «36-ти художников» (1901-03), Союза русских художников (член-учредитель, 1903), «Алой розы» (1904) и др. Среди ранних работ - рисунки по мотивам поэмы «Фауст» И. В. Гёте, романа «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, картины и акварели на темы трагедии «Гамлет» У. Шекспира, на исторические, евангельские и ориентальные сюжеты («Восточная сказка», 1886, Киевский музей русского искусства), портреты (автопортрет, 1883, ГРМ). Тревожное настроение, присущее ранним произведениям Врубеля, станет лейтмотивом всего его творчества.

Реклама

Врубель Михаил АлександровичВ 1884-89 годах по приглашению А. В. Прахова работал в Киеве над восстановлением фресок Кирилловской церкви (12 век); под воздействием средневекового монументального искусства исполнил фрески «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Положение во гроб» и «Пророк Моисей» (все 1884), 4 иконы для иконостаса (написаны в Венеции в 1884-85, куда Врубель ездил для ознакомления с византийскими мозаиками и итальянским искусством; посетил также Рим). Создал эскизы росписей Владимирского собора, продолжающие традицию библейских эскизов А. А. Иванова («Надгробный плач», «Воскресение» и др.; все - акварель, 1887, Киевский музей русского искусства; росписи не осуществлены). В Киеве исполнены портрет-картина «Девочка на фоне персидского ковра» (1886, там же), другие портреты, рисунки; стилистика этих работ свидетельствует о повышенном внимании Врубеля к декоративности.

С 1889 года жил в Москве, сблизился с С. И. Мамонтовым, стал одним из активных участников Абрамцевского художественного кружка: возглавлял керамическую мастерскую в Абрамцеве (с 1892), оформлял спектакли московской Частной русской оперы [преимущественно оперы Н. А. Римского-Корсакова - «Моцарт и Сальери» (1898), «Царская невеста» (1899), «Сказка о царе Салтане» (1900); также «Чародейка» П. И. Чайковского (1900, совместно с В. М. Васнецовым), «Тангейзер» Р. Вагнера (1901)], исполнил для театра занавес «Италия» (1891). Изысканно-живописные декорации и костюмы Врубеля, неразрывно связанные с музыкальной образностью, предвосхищают реформаторское театрально-декорационное искусство «мирискусников». В 1891-92 годах художник совершил поездки в Рим, Милан, Неаполь (где изучал технику старинной итальянской керамики), Париж, Берлин, в 1894 посетил Геную и путешествовал по Средиземному морю, в 1897 году был в Риме; исполнил множество зарисовок, этюдов, эскизов.

Врубель - один из самых ярких представителей русского символизма. С позиций эстетизма он утверждал самоценность красоты в искусстве, пророческую миссию художника-тайновидца, вестника иных миров; созвучные этому мироощущению сюжеты Врубель находил в мифологии, фольклоре, литературе и театре. Врубель создавал декоративные панно в стиле модерн для московских особняков - «Суд Париса» (триптих, 1893; ныне - ГТГ), «Венеция» (1893, ГРМ), «Испания» (по мотивам оперы «Кармен» Ж. Бизе, 1894, ГТГ); 5 панно на темы «Фауста» И. В. Гёте для «готического кабинета» в доме А. В. Морозова (1896; 4 - в ГТГ); «Принцесса Грёза» (по мотивам одноимённой пьесы Э. Ростана; ГТГ) и «Микула Селянинович» для Всероссийской Нижегородской выставки (1896); триптих «Утро», «Полдень» и «Вечер» (1897, ГРМ) для особняка С. Т. Морозова (также витраж «Рыцарь» и скульптуру «Роберт и монахини», 1896); «Богатырь» (1898, ГРМ). Ряд картин Врубеля навеян операми Н. А. Римского-Корсакова («Прощание Царя морского с царевной Волховой», 1898; «Царевна-Лебедь», 1900; «Лебедь», 1901; все - ГТГ). Художник обращался к произведениям А. С. Пушкина (иллюстрации к «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери», 1884; к стихотворению «Пророк»; картина «Пророк», 1898, ГТГ) и М. Ю. Лермонтова (иллюстрации для юбилейного издания сочинений, 1890-91). Образ Демона, вдохновлённый Лермонтовым и одноимённой оперой А. Г. Рубинштейна, становится центральным в творчестве художника с середины 1880-х годов; сохранившиеся полотна близки монументально-декоративным панно: «Демон (сидящий)» (1890, ГТГ), где «дух сомненья» предстаёт в окружении фантастического «внеземного» пейзажа; «Демон летящий» (1899, не окончен, ГРМ) и «Демон поверженный» (1902, ГТГ) - изображение ангела-богоборца, сброшенного с небес, со сломанными крыльями. Сумрачный колорит, мозаичная кладка мазка, горный пейзаж создают образ мировой скорби, но вместе с тем и торжества несмирившегося духа.

Врубель Михаил АлександровичРаботая над образом Демона, Врубель выполнил несколько скульптур как вспомогательный материал для живописных произведений («Демон», гипс раскрашенный, 1890, ГРМ). Врубелю принадлежит заслуга воссоздания культуры керамического материала (майолики), использования его в качестве архитектурного декора. Он исполнял эскизы архитектурных деталей («Маска львицы» для ворот дома Мамонтовых в Москве, майолика, 1891, ГРМ) и майоликовых скульптур (сказочные образы опер Н. А. Римского-Корсакова «Лель», «Мизгирь», «Волхова» и др.; все 1899-1900), декоративных блюд, изразцов, каминов, витражей, росписи балалаек. По эскизу Врубеля и при его участии выполнено майоликовое панно «Принцесса Грёза» на фасаде здания гостиницы «Метрополь» в Москве (1899-1903); пробовал свои силы в архитектуре (проект фасада 2-этажного флигеля, пристроенного к дому С. И. Мамонтова, 1891; эскизы храма в селе Талашкино Смоленской губернии, и др.). Эти разнообразные искания художника отвечали общему устремлению модерна к художественному универсализму, синтезу искусств.

Мистическая одухотворённость поздних картин Врубеля, таинственная взаимосвязь человека и природы роднят их с поэзией русского символизма. В них всё чаще царит напряжённый «ночной» колорит, с преобладанием сине-лиловых, пурпурных, оливковых и тёмно-зелёных тонов: «Гадалка» (1895), «Пан» (1899), «К ночи» (1900), «Сирень» (1900; все - ГТГ). В это время создан и ряд экспрессивных портретов: С. И. Мамонтова (1897, не окончен, ГТГ), жены Врубеля - певицы Н. И. Забелы-Врубель (1898, ГТГ), сына (1902, ГРМ) и др.

Врубель Михаил АлександровичС 1902 года до конца жизни Врубель находился в психиатрических лечебницах. В периоды просветления создавал итоговые произведения, в которых с особой остротой проявились эмоционально-образные и стилистические искания предшествующих лет [«Шестикрылый серафим (Азраил)», 1904, ГРМ], портреты («Портрет Н. И. Забелы-Врубель на фоне берёзок», 1904, ГРМ; «После концерта», 1905, ГТГ; «Дама в лиловом», 1904-05, ГРМ) и рисунки с натуры (автопортрет, ГРМ; портрет врача Ф. А. Усольцева; оба 1904; также пейзажи, натюрморты). В 1906 году художник ослеп; его последней работой стал неоконченный графический портрет В. Я. Брюсова (1906, ГТГ) - образ личности, стоящей выше толпы и обыденной жизни.

Творческий метод Врубеля оригинален. Отказываясь от общего контура изображаемого предмета, но выявляя его грани и одновременно разрабатывая фон, он организует формат сразу как целое, набрасывая на бумагу или холст отдельные мозаичные пятна, что создаёт впечатление «кристаллических» структур, фантастической и необычной среды. Врубель строит композицию, исходя из звучания всех элементов изображения, поэтому его работы обладают качествами монументальности и декоративности. К такому пониманию художественной формы Врубель пришёл, с одной стороны, благодаря соприкосновению со средневековым монументальным искусством; с другой стороны, распространив аналитический метод П. П. Чистякова с отдельного предмета на окружающую среду и всю плоскость изображения. Визионерство и мифотворчество, трагическое мироощущение сближают искусство Врубеля с творчеством П. Н. Филонова; его влияние испытали А. Я. Головин, Ф. А. Малявин и ряд других крупных мастеров начала 20 века (в том числе художники «Голубой розы»).

Соч.: Переписка. Воспоминания о художнике. 2-е изд. Л., 1976.

Лит.: Ракитин В. И. М. Врубель. М., 1971; Тарабукин Н. М. Врубель. М., 1974; Дмитриева Н. А. Врубель. Л., 1989; Суздалев П. К. Врубель и Лермонтов. М., 1991; он же. Врубель. М., 1991; Гусарова А. М. Врубель: Альбом. М., 1997; Коган Д. Врубель. М., 1999; Алленов М. М. М. Врубель. М., 2004.

А. М. Муратов.