Вселенские соборы

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ, орган высшей власти в христианской церкви; догматические и иные определения и решения Вселенских соборов имеют статус непогрешимых. Православная церковь, а также католическая церковь признают Вселенскими 7 соборов: I- Никейский (325), II - Константинопольский (381), III - Эфесский (431), IV - Халкидонский (451), V - Константинопольский (553), VI - Константинопольский (680-681), VII - Никейский (787). Основной целью созыва Вселенских соборов было, прежде всего, разрешение спорных догматических вопросов, что находилось, как правило, вне компетенции отдельных поместных соборов. В силу исторических обстоятельств все Вселенские соборы, признаваемые православной церковью, были созваны римскими или византийскими императорами. Подписи императоров, скреплявшие определения Вселенских соборов, сообщали оросам (греческое множественное число оροι), определениям и канонам Вселенских соборов силу императорских законов. Последующие соборы (вплоть до Ватиканского II собора), признаваемые католической церковью вселенскими, православной церковью таковыми не признаются.

Реклама

Не существует строгих, закреплённых догматически, законодательно или каким-либо иным образом критериев определения вселенского характера собора. Так, признание собора Вселенским никогда не обусловливалось пропорциональным представительством всех поместных христианских церквей. Во Вселенских соборах принимали участие лишь немногие представители Римской церкви, хотя авторитет этих лиц был высок. На VII Вселенском соборе крайне малочисленным было представительство Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской церквей. Преподобный Максим Исповедник полагал, что святыми и признанными являются те соборы, которые правильно излагают догматы; А. С. Хомяков связывал авторитет соборов с приятием его постановлений народом Божиим.

Носителем высшей церковной власти, согласно православной экклезиологии, является вселенский епископат - преемник Собора апостолов (Деян. 15:1-29); Вселенские соборы, таким образом, являются наиболее совершенным способом осуществления полномочий вселенского епископата в Церкви. Другие священнослужители - пресвитеры или диаконы, как правило, представляли своих отсутствующих епископов; в иных случаях они участвовали в соборных деяниях в качестве советников. Соборные определения подписывались только епископами или их представителями (исключение представляют акты VII Вселенских соборов, подписанные также участвовавшими в нём монахами, что было обусловлено особым авторитетом монашества, его твёрдой православной позицией в предшествовавшую собору эпоху иконоборчества).

I Вселенский собор противопоставил арианству исповедание веры, получившее название Никейский символ веры. Символ утвердил учение о единстве и равночестности Лиц Святой Троицы, осудив тем самым всякого рода попытки установления субординационного отношения между ними.

Одна из главный целей II Вселенского собора - провозглашение и утверждение веры в Святого Духа, равночестного по божеству Отцу и Сыну, «споклоняемого» Отцу и Сыну.

В опровержение ереси Нестория (смотри Несторианство) III Вселенский собор сформулировал христологическое учение Церкви. Выступая против Нестория, святитель Кирилл Александрийский сформулировал истину единства Лица во Христе.

IV Вселенский собор окончательно опроверг несторианское понимание двойственности естеств во Христе и противолежащее ему евтихианское монофизитство. Процесс рецепции решений IV Вселенского собора оказался наиболее трудным; противление им началось сразу же по завершении собора, и в начале 21 века десятки миллионов  восточных христиан не приемлют Халкидонский собор (так называемые нехалкидонские церкви).

В основу постановлений V Вселенского собора легли суждения императора Юстиниана I против «Трёх Глав» (Феодора Мопсуестийского, Феодорита Кирского, Ивы Эдесского), а также против оригенизма, распространённого на православном Востоке среди монашеской интеллектуальной элиты. Оригенизм пронизывал все области богословия, проявляясь в триадологии, христологии, антропологии, космологии и эсхатологии.

VI Вселенский собор, осудив монофелитство, сформулировал учение о двух волях во Христе - Божественной и человеческой, - «нераздельных, неизменных, неразлучных, неслитных»; человеческая Его воля следует, а не противоречит (или противоборствует) Его Божественной воле.

VII Вселенский собор восстановил иконопочитание (смотри Иконоборчество), подтвердив его богословскую и догматическую правомерность.

В дисциплинарной области Вселенские соборы издавали каноны (правила), регламентировавшие церковную жизнь, а также утверждали правила поместных соборов и правила святых отцов Церкви; изменяли и уточняли ранее принятые дисциплинарные определения. Вселенские соборы совершали суд над предстоятелями автокефальных церквей, другими иерархами, анафематствовали лжеучителей и их приверженцев, выносили судебные постановления по делам, связанным с нарушениями церковной дисциплины или незаконным занятием церковных должностей и кафедр. Вселенскому собору принадлежало также право выносить суждения о границах юрисдикции поместных церквей. VI Вселенский собор не оставил дисциплинарных правил. Но через 10 лет (691), по приглашению императора Юстиниана II, в той же дворцовой палате, называемой Трулло, собрались 227 епископов во главе с патриархами Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским. В качестве легата папы Римского Сергия I (687-701) в соборе участвовал Василий, епископ Гортинский и митрополит Крита. Собор заседал ровно год и был посвящён исключительно церковно-дисциплинарным вопросам. 102 канона этого собора, именуемого Шестым или Пято-Шестым, в православной церкви имеют авторитет правил Вселенских соборов.

Лит.: Ritter А. М. Das Konzil von Konstantinopel und sein Symbol. Gött., 1965; Scipioni L. I. Nestorio е il concilio di Efeso: storia, dogma, critica. Mil., 1974; Le II-ème Concile Oecuménique. Chambesy, 1982; Davis L. D. The first seven Ecumenical Councils (325-787): their history and theology. Wilmington, 1987; Giakalis А. Images of the Divine: the theology of icons at the Seventh Ecumenical Council. Leiden, 1994; Il concilio Niceno II е il culto delle immagini / А cura di S. Leanza. Messina, 1994; Аверкий (Таушев), архиепископ Семь Вселенских соборов. М.; СПб., 1996; L’Huillier Р., archbp. The church of the ancient councils. N. Y., 1996; Chalkedon: Geschichte und Aktualität / Hrsg. von J. Van Oort, J. Rolandus. Leuven, 1997; Staats R. Das Glaubensbekenntnis von Nizäа-Konstantinopel; historische und theologische Grundlagen. Darmstadt, 1999; Gra zianskij М. Die Politik Kaiser Justinians I. gegenüber den Monophysiten. Jena, 2005.

Л. В. Литвинова.