Вторая схоластика

ВТОРАЯ СХОЛАСТИКА, совокупность католических философских учений 16-17 века, возникших и развивавшихся преимущественно в Испании и Португалии и в противостоянии идеологии Реформации обосновывавших реформы в лоне самой Римско-католической церкви.

В конце 15 - 1-й четверти 16 века, после столетия упадка и измельчания схоластической мысли, происходит возрождение философии «большого стиля» в трудах таких выдающихся комментаторов Фомы Аквинского, как Каэтан (Томмазо де Вио) и Ф. Сильвестри да Феррара (около 1474-1526). Подъём схоластического философствования во 2-й половине 1520-х годов и середине 16 века связан с деятельностью трёх поколений теологов-доминиканцев из университета г. Саламанка. Сочинения ведущего представителя саламанкской школы Франсиско де Витории (1492-1546) содержали богословское обоснование права и морали, учение о природе человека и ценности человеческой жизни и др. («О гражданской власти» - «Relectio de potestate civili», 1528; «О праве войны» - «Relectio de jure belli», 1539). Крупными представителями саламанкской школы были Доминго де Сото (1494-1560), Мельхиор Кано (1509-60), Бартоломе де Медина (1527-80), Доминго Баньес (1528-1604).

Реклама

Определяющими факторами расцвета Второй схоластики во 2-й половине 16 - начале 17 века явились Тридентский собор и деятельность ордена иезуитов, основанного в 1534 году. Иезуитами были все ведущие представители Второй схоластики этого периода. Луис Молина развивал учение о согласованности (concursus) Божественной воли и воли человека, основанное на концепции «среднего знания» (scientia media), т. е. присущего Богу изначального знания будущих случайных событий. В натурфилософии и логике первенствующую роль играли Бенито Перейра (1535-1610) и Франсиско де Толедо (1532-96); в метафизике - «португальский Аристотель» Педру да Фонсека (1528-99), автор комментариев к «Метафизике» Аристотеля (1577), и Ф. Суарес, творчество которого явилось вершиной Второй схоластики. Впервые в истории европейской философии Суарес создал независимый от Аристотеля систематический трактат по метафизике (1597), оказавший влияние на всю рационалистическую философию Нового времени вплоть до И. Канта.

В 17 веке тексты и идеи Второй схоластики выходят за пределы Пиренейского полуострова и получают широкое распространение в Европе, в том числе в большинстве университетов протестантской Германии, где они послужили импульсом для развития собственно «протестантской схоластики» (Schulmetaphysik) 17-18 века. Общепринятой формой становится Cursus philosophicus - всеобъемлющий курс, включавший в себя все разделы философии того времени, начиная с логики и кончая метафизикой. Крупнейшие представители Второй схоластики 17 века - иезуиты Родриго де Арриага (1592-1667), Педро Уртадо де Мендоса (1578-1641), Франсиско де Овьедо (1602-51), а также францисканцы Бартоломео Мастри (1602-73) и Джон Понс (1603-1670). К началу 18 века традиция Второй схоластики угасает. В трактатах Второй схоластики, которые начала осваивать историко-философская наука в конце 20 века, ставились проблемы общей теории объекта, чисто мыслимого бытия и др.

Лит.: Giacon С. La seconda scolastica. Mil., 1944-1950. Vol. 1-3; Courtine J .-F. Suârez et le système de la métaphysique. Р., 1990; Шмонин Д. В. «Схоластический ренессанс» XVI столетия: вторая схоластика // Философия западноевропейского средневековья. СПб., 2005. Гл. 6. Смотри также литературу при ст. Суарес.

Г. В. Вдовина.