Введение Пресвятой Богородицы во Храм

Введение Пресвятой Богородицы во ХрамВВЕДЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ХРАМ [греческий Ε?σοδος τ?ς ?περαγ?ας Θεοτ?κου ?ν τω Ναφ; латинский Praesentatio Sanctae Mariae in templo], один из великих христианских церковных двунадесятых праздников, установленный в честь события приведения Девы Марии её родителями в Иерусалимский храм для посвящения Богу.

Событие праздника не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более позднего апокрифического греческого «Протоевангелия Иакова» (2-я половина 2 век) и из латинского «Евангелия Псевдо-Матфея» (9 век). В 3 году родители Иоаким и Анна для исполнения данного ими ранее обета отвели Деву Марию в Иерусалимский храм, где она была встречена и благословлена и, как будущая Матерь Божия, введена во Святая Святых первосвященником, по преданию, праведным Захарией. В храме Дева Мария пребывала до 12 лет, молясь и изучая Писание.

Реклама

Праздник Введения был установлен значительно позднее других, не ранее 6 века; с 8 века упоминается в некоторых месяцесловах, в 9 веке получил широкое распространение на православном Востоке, но в число двунадесятых праздников вошёл после 14 века. День празднования - 21 ноябрь (4 декабрь).

Введение Пресвятой Богородицы во ХрамВ католический церкви праздник распространился только со 2-й половины 14 века (особенно широко во Франции); в 15 веке он отменялся, но папа Сикст V в 1585 году сделал его обязательным. В начале 21 века католическая церковь отмечает Введение как праздник малый.

Праздник Введения имеет особое значение для монашества. Принимая постриг, монахи таинственно подражают Пресвятой Деве, чтобы очиститься и приготовиться послужить Таинству спасения.

В русской народной традиции - это женский праздник (в этот день женщинам запрещалось работать), а также день поминовения (когда приводили в порядок могилы родственников). В крестьянском быту - «введение зимы», начало зимних гуляний и ярмарок.

Иконография. Сюжет встречается в росписях с 9 века (капелла Иоакима и Анны в Кизил-Шукур, Каппадокия, 9 век; церкви - Богоматери монастыря Дафни, около 1100, Богоматери Перивлепты в Охриде, 1295, и др.). В качестве сюжета церковного праздника Введение изображается на иконах в составе праздничного ряда иконостаса (фрагмент эпистиля, конец 12 века, монастырь Святой Екатерины на Синае; икона монастыря Хиландар, начало 14 века). Иконография соответствует по смыслу основному содержанию праздника, прославляющего Деву Марию как одушевлённый храм, вместивший «Невместимого» Бога. Изображается процессия, направляющаяся к храму; во главе её (или замыкая процессию) идут Иоаким и Анна; за Марией следуют девы, держащие в руках зажжённые свечи. Перед вратами ограды (иногда за ними) шествие встречает первосвященник Захария, склоняющийся перед Богородицей, за ним ещё раз изображается Дева Мария, сидящая на верхней ступени Святая Святых и берущая из рук ангела хлебец. Изображение врат соотносится с песнопениями службы, в которых Богородицу называют «Двере Господня». В палеологовскую эпоху (13-15 века) в иконографии усиливается евхаристическая тема: ангел изображается с хлебцем, на котором чётко начертан крест (фреска кафоликона монастыря Хиландар, 1321-22), или стоящим рядом с Богородицей у престола (роспись Боянской церкви, 1259).

В древнерусском искусстве сцена встречается в житийных циклах (Софийский собор в Киеве, 1037-45; Спасский собор Мирожского монастыря, 1140-е годы) и как отдельная композиция (церковь Спаса на Нередице, 1199; собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря во Пскове, 1313; церковь Успения на Волотовом поле, 1360-е годы), в праздничных рядах иконостасов (икона из Кирилло-Белозерского монастыря, 1497). Особенностью русской иконографии является изображение композиции в интерьере храма (роспись Успенского собора Московского Кремля, 1642-43).

Введение Пресвятой Богородицы во Храм

В западноевропейском искусстве изображение Введения Пресвятой Богородицы во храм получает распространение с эпохи Проторенессанса. Строгость иконографического канона постепенно утрачивается, сцена трактуется всё более жизнеподобно, представляя величественную процессию и торжественную архитектуру [Джотто, фреска в Капелле-дель-Арена (Скровеньи) в Падуе (около 1304-06); алтарная картина Я. Тинторетто в церкви Мадоннадель-Орто, Венеция (1552-53)].

Лит.: Lafontaine-Dosogne J. Iconographie de l’enfance de la Vierge dans l’Empire byzantin et en Occident. Brux., 1964. Vol. 1; Скабалланович М. Введение во храм пресвятыя Богородицы. Сергиев Посад, 1995; Лукашевич А. А. Введение во храм пресвятой Богородицы // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 7.

И. В. Поздеева; Н.В. Квливидзе (иконография).