Выборы

ВЫБОРЫ, формализованная процедура отбора путём голосования определённых лиц для единоличного или коллегиального руководства коллективом (обществом, территориальным публичным коллективом, общественным объединением, коммерческим объединением и др.). В государстве избираются президент, парламент, иногда - суды, некоторые должностные лица, главы субъектов федерации, иногда - и политических автономий, их представительные органы, главы муниципальных образований и их представительных органов. Путём выборов формируются комитеты, бюро, правления в политических партиях, кооперативных объединениях, учёные советы научно-исследовательских учреждений, художественные советы в театрах, выбирается староста прихода верующими и т. д. Законодательно урегулированы (и особенно формализованы) процедуры выборов органов государства, органов муниципальных образований и их должностных лиц. Выборы в добровольные общественные объединениях регулируются их уставами.

В демократических странах выборы определяют состав органов и должностных лиц, которые в течение определённого срока будут управлять государством. В условиях тоталитарных и авторитарных режимов выборы не имеют существенного значения: кандидаты и состав выбираемых органов заранее определены правящей верхушкой. В странах мусульманского фундаментализма (Саудовская Аравия, Катар и др.) к выборам относятся отрицательно, заменяя их аш-шурой - советом правителя с наиболее авторитетными мусульманами и лучшими знатоками священных книг - Корана и Сунны.

Реклама

Различаются выборы международного характера (выборы непостоянных членов Совета Безопасности ООН Генеральной Ассамблеей ООН, выборы Европарламента гражданами государств, входящих в Европейский Союз), всеобщие выборы в государстве (президента, парламента), региональные выборы (в субъектах федерации, политических и иных территориальных автономиях, местные выборы в муниципальных образованиях). Выборы могут быть полными (обновляется весь состав избираемого органа) и частичными (довыборы), очередными и внеочередными, альтернативными (есть соперничающие кандидаты) и неальтернативными, прямыми (граждане непосредственно избирают коллегиальный орган или должностное лицо), косвенными (граждане избирают выборщиков, а те - орган или должностное лицо), многостепенными, или многоступенчатыми (граждане сначала избирают низовые органы, а те избирают делегатов в вышестоящий орган и др.). Организация выборов включает много составляющих: подготовку и проверку списков избирателей (лиц, имеющих право голосовать), создание избирательных округов (избирательных единиц) и избирательных участков (пунктов голосования), формирование избирательных комиссий, выдвижение и регистрацию кандидатов, предвыборное информирование населения и предвыборную агитацию, голосование в назначенный день (в некоторых странах - два дня, в Индии иногда до пяти дней), подсчёт голосов, определение результатов выборов, подготовку и сдачу в архив необходимых документов.

В подавляющем большинстве конституций стран мира названы принципы избирательного права: всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании. В ряде государств установлены ограничения на участие в выборы: так, в некоторых мусульманских странах (Кувейт и др.) избирательных прав лишены женщины, во многих странах существует ценз оседлости: для того, чтобы получить право голосовать, необходимо проживать в низовом муниципальном образовании (иногда - в стране) определённое время (в Японии - 3 месяца, во Франции - 6, в разных штатах США - от 1 дня до 30 дней). В некоторых странах существуют куриальные выборы: население делится на определённые группы (курии) в зависимости от социального положения, рода занятий и др., и законом заранее от каждой курии устанавливается определённая численность депутатов в представительные органы, что нарушает равенство избирателей. Прямые выборы практикуются во всех странах. В единичных странах используются косвенные (для избрания Президента США) и многостепенные (Китай) выборы. Свобода выборов означает, что избиратель подаёт свой голос только по своему желанию, подкуп, насилие, шантаж и др. караются по закону. Избиратель в подавляющем большинстве стран участвует в выборах добровольно, но во многих странах (Италия, Египет, Турция, Бразилия и так далее), согласно конституциям, участие в выборах рассматривается как гражданский долг. За неявку на выборы судом может быть наложен штраф (в некоторых странах, например, в Люксембурге, довольно значительный). Во всех странах, где не установлено законом обязательное голосование, существует значительный абсентеизм избирателей. Иногда выборы из-за неявки избирателей признаются несостоявшимися. Для противодействия этому, помимо установления обязательного голосования, снижается планка явки избирателей, то есть устанавливается довольно низкий процент явки, при котором выборы признаются состоявшимися (в России на выборах в Государственную думу достаточно 25%, в Великобритании выборы признаются состоявшимися, если пришёл хотя бы один избиратель).

Порядок определения результатов выборов зависит от того, какая избирательная система действует в данной стране (пропорциональная, мажоритарная, смешанная и др.) и какие именно разновидности данных систем применяются. При мажоритарной системе (от французского majorité - большинство) побеждает получивший большинство голосов (квалифицированное, абсолютное или относительное в зависимости от того, что установлено законом).

При пропорциональной системе партии получают места пропорционально полученным голосам. Действует принцип избирательной квоты, или избирательного метра: поданные голоса избирателей делятся на число замещаемых мандатов, и каждая партия получает такое число мандатов, сколько избирательных квот содержится в полученных ею голосах. При данной системе избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за ту или иную политическую партию. Партия обычно передаёт эти мандаты по порядку кандидатов в партийном списке, но в некоторых странах допускается так называемый преференциальный вотум (при открытых партийных списках): в избирательном бюллетене имеются имена кандидатов от партий, и, отмечая партию, за которую избиратель голосует, он одновременно может указать и наиболее предпочтительных для него кандидатов.

В России при выборах парламента и законодательных собраний субъектов Федерации с 2004 года применяется пропорциональная система.

Литературу смотри при статье Избирательное право.

В. Е. Чиркин.