Йи

ЙИ, й, и, ий, ицзу (в старой китайской литературе обозначались иероглифом со значением «варвар», в КНР для их обозначения законодательно закреплён иероглиф «и» со значениями «кубок», «закон»; лоло; самоназвание - ни, ньи), тибето-бирманский народ на юго-западе Китая. Говорят на языках лолойской группы лоло-бирманских языков (в Китае считаются диалектами одного языка). Делятся: на северную подгруппу (северные йи, или носу,  восточные йи, или насу, и южные йи, или нису) на юге провинции Сычуань (1,27 миллионов человек) и северо-западе провинции Гуйчжоу (840 тысяч человек в районе городов Аньшунь и Бицзе); центральную подгруппу (центральные йи, липо, или лолопо, близкие по языку к лису; западные йи, или лалуо, близкие по языку к лаху, и юго-восточные йи, включающие сани, аси, аже и ажа) в провинции Юньнань (4,71 миллионов человек) и на западе Гуанси-Чжуанского автономного района (уезды Лунлинь и Напо). Общая численность 7,8 миллионов человек (2000, перепись). Созданы автономные округа и уезды: в Юньнани - автономные округа Чусюн-ийский и Хунхэ-хани-ийский; автономные уезды Эшань-ийский, Нинлан-ийский, Лунань-ийский, Наньцзянь-ийский, Янби-ийский, Цзиндун-ийский, Вэйшаньский и Сюньдяньский йи и хуэйские, Нинъэрский и Цзянчэнский хани-ийские, Юаньцзян-хани-и-дайский, Чжэньюаньский йи, хани и лаху, Цзингу и Синьпинский и-дайские, Луцюаньмяо-ийский; в Сычуани - Ляншаньский автономный округ и Эбяньский и Мабяньский автономные уезды; в Гуйчжоу - Вэйнинский автономный уезд йи, хуэй и мяо; в состав йи официально включаются также фула (пхула), лати (лачжи) и пупео (пупяо). Немногочисленные группы йи живут на севере Вьетнама (3,3 тысячи человек - 1999, перепись) и Лаоса. Со Средневековья используется словесно-слоговая письменность (классическое письмо йи, китайский - лоло вэнь, вэйшу, бимо вэнь), сохранившаяся сейчас в основном в Ляншани. В начале 20 века миссионерами и в 1949 году в КНР созданы алфавиты на основе латинского письма (в некоторых группах ими владеют до 30% йи). Используется также письмо Полларда, созданное для мяо. С 1970-х годов официальным является слоговое письмо (современное письмо йи). Около 40% владеют китайским языком, некоторые группы перешли на него полностью. В основном сохраняют традиционные верования; около 2% - христиане.

Реклама

Предки йи - одни из создателей государств Наньчжао и Дали (7-13 века). В этот период у них развивались архитектура, монументальная живопись и скульптура; вероятно, тогда была создана их классическая письменность (надписи, записи эпоса, медицинские трактаты и др.). После падения государств часть йи ушла в горы Ляншань на юго-востоке Сычуани и северо-востоке Юньнани (современные северные йи), где сохраняли фактическую независимость вплоть до середины 20 века. В КНР усилились процессы этнической  консолидации.

йиТрадиционная культура характерна для народов Восточной Азии (смотри в статье Азия). Основные занятия - пашенное поливное и богарное, в основном террасное, земледелие, животноводство, охота и собирательство. Развиты обработка шерсти, ткачество, гончарство, обработка дерева и камня, кузнечное и ювелирное дело. Поселения на склонах гор, состоят из 8-10 домов, окружены сторожевыми башнями. Жилище - прямоугольное, каменное или деревянное (каркасное, в горах - срубное), на высоком каменном фундаменте, с двускатной крышей, покрытой толстой деревянной дранкой. Очаг из 3 камней на глиняном помосте. Одежда у центральных йи преимущественно белого и синего цвета, у северных йи - чёрного. Мужская одежда - широкие штаны, куртка, длинная шерстяная чёрная накидка (чарва), по праздникам - распашная безрукавка; женская одежда - запашная юбка, правозапашной кафтан длиной до колен, по праздникам - передник, лента через правое плечо. Развиты вышивка, производство батика. Головной убор - тюрбан многочисленных разновидностей; молодые мужчины делают из одного конца ткани рог или узел на макушке.

У северных йи общество традиционно делилось на 4 касты - нохо, цюйно, ацзя и сяси. Нохо («чёрные» йи) - знать, земле и рабовладельцы (составляли 7% йи, владели до 70% пахотной земли). Цюйно («белые» йи) - зависимые земледельцы, ремесленники, торговцы и др. (50% населения), не имели права собственности на своё имущество, на свободное передвижение (должны были жить на территории, управляемой своим нохо); их нельзя было убить и продать, но можно было подарить или передать в компенсацию за убитого. Ацзя (30% населения) - в основном потомки пленных, находились в личной зависимости от нохо или цюйно, обычно жили при доме хозяина. Сяси (10% населения) - рабы, как правило, не имевшие семьи, жили в отдалённых помещениях хозяйского дома, иногда на цепи, их могли безнаказанно убить, принести в жертву. Нохо и часть цюйно делились на экзогамные (до 6-10 поколений) патронимии (цоси) - группы родственные семей, ведущих происхождение от одного предка. Цоси обеспечивали защиту прав своих членов. Каждый член цоси знал свою родословную - так называемую цепочку имён, в которой последний слог имени отца составлял первый слог имён сыновей. Во главе цоси стояли выборные вожди (суи), хранители обычаев (дэгу) и военачальники (чжахуа); существовали советы старейшин (цзиэрцзите) и общие собрания мужчин (мэнгэ). Подразделения цоси - общины (бусу) во главе с вождём (дэгу). Семья небольшая, известен левират. Строго соблюдалась кастовая эндогамия (особенно для цоси); дети, родившиеся от недавних кастово-смешанных браков (нопи/ноби - «жёлтые» йи), занимали самое низкое положение среди нохо, но выше цюйно. Между ними и чистокровными нохо (нобо) стояли потомки смешанных браков в отдалённом прошлом (ноди). Сиблинги делятся по относительному возрасту, в ряде случаев - также по относительному полу. Повсеместно распространены односторонние кросскузенные браки (с дочерью брата матери). У сычуаньских йи сохраняются следы древней системы, основанной на двустороннем кросскузенном браке. Термины родства делятся на референтивные и вокативные и снабжаются грамматическими показателями принадлежности к «семейно-родственному» классу. Существовали молодёжные собрания, традиции свободного общения полов и пробного брака. Невесту на рассвете доставлял в дом мужа эскорт из его родственников-мужчин (она была закрыта покрывалом, её ноги не должны были касаться земли и т. д.). Молодая после первой брачной ночи возвращалась в дом родителей, оставаясь там до первой беременности (или рождения ребёнка). За невесту выплачивался выкуп, было известно умыкание. В 12 лет мальчики и девочки обучались обычаям цоси под руководством жрецов-биму.

Развиты культы духа Неба (в ипостасях Толо и Соло - Золотого и Серебряного драконов) и духа гор Миси. Жрецы (биму) - шаманы, знахари, хранители и толкователи обычаев, составители гадательных текстов (только биму и часть дэгу могут пользоваться традиционным словесно-слоговым письмом), совершают жертвоприношения и т. д. Биму был в каждом бусу; должность биму чаще переходила от отца к сыну. Основной праздник - летний Праздник факелов («Возвращение звезды»), отмечался 23-24 числа 6-го лунного месяца: ночью собирались у костра, под утро зажигали от костра факелы и втыкали вокруг домов, к трапезе приглашались души умерших и т. д. Умерших сжигали, прах иногда захоранивали в пещерах. Считалось, что душа умершего находится в деревянной или бамбуковой табличке (иногда имела форму человеческой фигуры); мемориальные таблички родителей 3 года после их смерти хранились в доме их младшего сына, после чего захоранивались в пещере. Развит эпос («Ашма», или «Ашима», «Мэйгэ» и др.,космогонический эпос «Сецзи», или «Начало мира»), распространена традиционная драма но. Известны легенды, предания, сказки, басни.

Лит.: Итс Р. Ф. Ицзу // Народы Восточной Азии. М.; Л., 1965; он же. Этническая история народов юга Восточной Азии. Л., 1972; Dessaint А. Y. Minorities of Southwest China: an introduction to the Yi (Lolo) and related peoples and annotated bibliography. New Haven, 1980; Cheng Х. А Survey of the demographic problems of the Yi nationality in the Greater and Lesser Liang mountains // Social Sciences in China. 1984. Vol. 5. № 3; Cultural encounters on China’s ethnic frontiers / Ed. S. Harrell. Seattle; Wash., 1995.

А. М. Решетов.