Зальцбургский фестиваль
ЗАЛЬЦБУРГСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ, международный музыкально-театральный фестиваль. Проводится ежегодно в Зальцбурге в течение 5-6 недели в июле - августе. Основан по инициативе режиссёра М. Рейнхардта, поэта и драматурга Г. фон Гофмансталя, композитора и дирижёра Р. Штрауса, художника А. Роллера, дирижёра Ф. Шалька, которые в 1917 году образовали комитет по организации фестиваля. Открылся 22.8.1920 пьесой «Имярек» Гофмансталя. В 1921 по инициативе дирижёра Б. Паумгартнера в программу были включены концерты, в том числе духовной музыки; с 1922 регулярно ставятся оперы, с 1923 - драматические спектакли, с 1925 - балеты, с 1926 - оперетты (в 1924 и 1944 Зальцбургский фестиваль не состоялся). Постоянные участники с момента основания - оркестр «Моцартеум», Венский филармонический оркестр, Венская государственная опера и драматические театры Вены. Первой иностранный труппой, приглашённой на Зальцбургский фестиваль, была Оперная студия Ленинградской консерватории (1928); первым оркестром - Будапештский филармонический оркестр под управлением Э. фон Донаньи (1931). К середине 1930-х годов Зальцбургский фестиваль стал крупнейшим событием европейской культурной жизни: здесь выступали дирижёры Б. Вальтер, А. Тосканини, В. Фуртвенглер, Ф. Буш; режиссёры Рейнхардт, Л. Валлерштайн; актёры А. Моисси, В. Краусс, Е. Тимиг; певцы В. Урсуляк, Р. Таубер, Р. Майр и др.; принимали участие художники К. Хольцмайстер, О. Кокошка (большинство покинули Европу после аншлюса Австрии 1938). Несмотря на резко сократившийся репертуар, в годы аншлюса художественный уровень фестиваля поддерживали дирижёры К. Краус (в 1942-44 генеральный интендант), К. Бём, Х. Кнаппертсбуш, пианист Э. Фишер, режиссёр В. Фельзенштейн и др. После 2-й мировой войны подъём Зальцбургского фестиваля был связан с деятельностью Г. фон Караяна (с 1948; в 1956-89 художественный руководитель, член дирекции). Большое внимание современной режиссуре в опере и драме уделял Ж. Мортье (художественный руководитель в 1990-2001), который привлёк к драматическим постановкам режиссёра П. Штайна (1992-97). В 2002-06 годах руководителем был композитор и дирижёр П. Ружичка, с 2007 - режиссёр Ю. Флимм.
Реклама
Для проведения фестиваля используются залы «Ландестеатер», «Моцартеум», соборы, дворцы, парки и площади. В 1925 мистерией «Зальцбургский большой театр жизни» Г. фон Гофмансталя (режиссер М. Рейнхардт) открылся Фестивальный театр (с начала 1960-х годов Малый фестивальный театр, современное название «Дом для Моцарта»). С 1926 часть спектаклей проходит в бывшей летней школе верховой езды (до 1970 под открытым небом), первая постановка - комедия «Слуга двух господ» К. Гольдони. 26.7.1960 оперой «Кавалер розы» Р. Штрауса под управлением Г. фон Караяна открылся Большой фестивальный театр.
В музыкальных программах, составляющих основу Зальцбургского фестиваля, преобладают произведения австрийских и немецких авторов, прежде всего, В. А. Моцарта и Р. Штрауса. Традиционно в музыкальную программу входят произведения Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, Ф. Й. Гайдна, Л. ван Бетховена, К. М. фон Вебера, Дж. Верди, Р. Вагнера. Состоялись мировые премьеры опер: «Волшебный напиток» Ф. Мартина (1948), «Смерть Дантона» (1947) и «Процесс» (1953) Г. фон Эйнема, «Антигона» (1949) и мистерия «Комедия о конце времени» (1973) К. Орфа, «Пенелопа» Р. Либермана (1954), «Ирландская легенда» В. Эгка (1955), «Джульетта» Х. Эрбзе (1959), «Фалунские рудники» Р. Вагнера-Регени (1961), «Ваал» Ф. Церхи (1981), «Чёрная маска» К. Пендерецкого (1986), «Хроника места» Л. Берио (1999), «Удод» Х. В. Хенце (2003). Русская музыка представлена, в частности, оперой М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (1965, дирижёр и режиссёр Г. фон Караян; 1994, дирижёр К. Аббадо, режиссёр Х. Вернике; 1997, дирижёр В. А. Гергиев). В 1994 исполнены «Похождения повесы» (дирижёр С. Кембрелинг), «История солдата» (дирижёр А. В. Борейко), «Царь Эдип», Симфония псалмов (дирижёр К. Нагано) и «Соловей» И. Ф. Стравинского. Мариинский театр (дирижёр Гергиев) представил в концертном исполнении оперы: «Хованщина» Мусоргского (1999), «Пиковая дама» (2000; в партии Германа П. Доминго) и «Мазепа» (2005) П. И. Чайковского, «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова (2000), «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича (2001, совместная постановка, режиссёр П. Муссбах), «Война и мир» С. С. Прокофьева (2004). В 2007 поставлена опера «Евгений Онегин» Чайковского.
Драматические постановки Зальцбургского фестиваля (пьесы античных авторов, У. Шекспира, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, К. Гольдони, Ф. Грильпарцера, Ф. Раймунда, И. Н. Нестроя, А. Шницлера, Э. Хорвата, П. Клоделя и др.) продолжают традиции М. Рейнхардта, религиозного театра барокко и народного комедийного театра. Важное место занимает драматургия А. П. Чехова: «Вишнёвый сад» (1995, режиссёр П. Штайн), «Чайка» (2000, режиссёр Л. Бонди; 2004, режиссёр Ф. Рихтер) и др. Большое внимание уделяется молодым драматургам (премьеры пьес Т. Бернхардта, П. Хандке, Б. Штрауса, Э. Елинек и др.). С гастролями выступали театры: TNP под руководством Ж. Вилара (1955), МХАТ имени Горького (1984; «Тартюф», режиссёр А. В. Эфрос, и «Чайка», режиссёр О. Н. Ефремов), Московский театр под руководством О. П. Табакова («Страсти по Бумбарашу» Ю. Ч. Кима, режиссёр В. Л. Машков), лондонский Королевский национальный театр (режиссер Д. Уорнер), театр «Одеон» под руководством П. Шеро (все 1996), рижский «Новый театр» (2003; «Ревизор» Н. В. Гоголя, режиссёр А. Херманис), Берлинский театр «Фольксбюне» (2004)и др.
Среди участников Зальцбургского фестиваля в послевоенный период: дирижёры - К. Аббадо, Н. Арнонкур, Д. Баренбойм, Л. Бернстайн, П. Булез, С. Бычков, В. Заваллиш, Дж. Левайн, Л. Маазель, З. Мета, Р. Мути, С. Одзава, Г. Н. Рождественский, Ю. Х. Темирканов, Г. Шолти; режиссёры - Э. Лотар, Г. Реннерт, Дж. Стрелер, Г. Табори, Ж. П. Поннель, И. Нагель, Г. Купфер, Г. Фридрих, О. Шенк, П. Шеро, Р. Уилсон; певцы - Т. Адам, Ч. Бартоли, Т. Берганса, О. В. Бородина, Г. П. Вишневская, Н. Гедда, Э. Груберова, К. Людвиг, А. Ю. Нетребко, Дж. Норман, Г. Прей, Д. Фишер-Дискау, Д. А. Хворостовский, Э. Шварцкопф, П. Шрайер. На Зальцбургском фестивале выступали Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Квартет имени Бородина (оба 1992), камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под руководством В. Т. Спивакова (1988), струнное трио «Солисты Москвы» (О. М. Каган, Ю. А. Башмет, Н. Г. Гутман); пианисты Э. Г. Гилельс, С. Т. Рихтер, Г. Л. Соколов, скрипачи Л. Б. Коган, Г. Кремер, Д. Ф. Ойстрах, виолончелист М. Л. Ростропович.
Сцена из оперы «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта. Режиссёр К. Гут. Граф - Дж. Финли, Графиня - Д. Рёшман. 2007.
Лит.: Gallup S. Die Geschichte der Salzburger Festspiele. W., 1989; Die Salzburger Festspiele. Ihre Geschichte in Daten, Zeitzeugnissen und Bildern. Salzburg; W., 1990-2007. Bd 1-3; Steinberg М. Р. Ursprung und Ideologie der Salzburger Festspiele 1890-1938. Salzburg; Мünch., 2000; Kleine Salzburger Festspielgeschichte. Salzburg, 2002.
Л. А. Полётова.