Зальцгиттер
ЗАЛЬЦГИТТЕР (Salzgitter), город в Германии, земля Нижняя Саксония. Население 107 тысяч человек (2007). Расположен на юге Северо-Германской низменности, у северного подножия средневысотных гор Центральной Германии. Значительный транспортный узел. Через Зальцгиттер проходит несколько автодорог и железнодорожных линий, в том числе автобан Гамбург - Брауншвайг - Кассель - Вюрцбург. Аэропорт местного значения (к северу от городского района Зальцгиттер - Ватенштедт). Небольшой порт на ответвлении Среднегерманского канала.
Солеварни близ деревни Гиттер (Gitter; ныне квартал Зальцгиттер) впервые упоминаются в 1125 году. Около 1350 возникшему вокруг них поселению, которое именовалось Зольтто-Гитере (Solt to Gytere), было предоставлено городское право и дано разрешение построить стену, окружённую рвом и валом. Около 1522 Зальцгиттер перешёл к герцогству Брауншвейг и лишился городского права. С присоединением в 1803 к Пруссии права города Зальцгиттер были возвращены, но после передачи в 1815 королевству Ганновер вновь аннулированы. С 1830 благодаря наличию термальных минеральных источников Зальцгиттер развивался как бальнеологический курорт (в начале 21 века южный район Зальцгиттер - Бад территориально обособлен от других административных районов; действует музей курорта). В 1866 году он вошёл в состав Пруссии на правах коммуны. В 1926-28 к Зальцгиттеру были присоединены сельские общины Форзальц и Либенхалль, после чего в 1929 он вновь получил статус города. В 1936 в состав Зальцгиттера вошёл Кништедт, в 1938 - сельская коммуна Гиттер.
Реклама
Наличие в районе современного Зальцгиттера крупных по запасам месторождений железных руд (известны с 14 века) имело определяющее значение для развития города. Из-за низкого содержания железа в руде, сложных условий добычи и др. металлургическое производство в Зальцгиттере до 1930-х годов не развивалось. В 1937 в связи с подготовкой нацистской Германии к войне решением правительства в Зальцгиттере был основан государственный горнодобывающий и металлургический концерн «Reichswerke Hermann Göring AG» - одно из ключевых предприятий германского военно-промышленного комплекса. Для обеспечения благоприятных условий его развития 1.4.1942 к Зальцгиттеру были присоединены 6 сельских общин округа Гослар (Байнум, Флахштёкхайм, Грос-Манер, Хоэнроде, Олендорф, Рингельхайм) и 21 сельская община округа Вольфенбюттель (Барум, Беддинген, Блеккенштедт, Брухмахтерсен, Кальбет, Дрютте, Энгелынтедт, Энгероде, Гебхардсхаген, Халлендорф, Херте, Иммендорф, Лебенштедт, Лессе, Лихтенберг, Лобмахтерсен, Остерлинде, Реппнер, Зальдер, Тиде-Штетербург, Ватенштедт). Созданный таким образом крупный город (площадь свыше 220 км2, население более 100 тысяч человек) получил название Ватенштедт-Зальцгиттер (Watenstedt-Salzgitter). В годы 2-й мировой войны город подвергался интенсивным налётам британской и американской авиации.
10.4.1945 Ватенштедт-Зальцгиттер был взят американскими войсками. В 1949-50 годах союзнической комиссией по репарациям принято решение демонтировать основные металлургические предприятия города, а не поддающиеся демонтажу производства взорвать, чтобы не допустить возрождения германского военного потенциала. Стихийное выступление рабочих, вставших на защиту заводов, заставило оккупационную администрацию отказаться от этих планов. В 1950 был создан германский государственный концерн, взявший на себя управление бывшим «Reichswerke Hermann Göring AG» (в 1961 получил название «Salzgitter AG»; в 1989 куплен концерном «Preussag AG», в 1992-98 название «Preussag Stahl AG», с 1998 - концерн «Salzgitter AG Stahl und Technologie»). В 1951 город получил современное название; в 1974 в его состав были переданы две общины округа Вольфенбюттель (Юфинген, Зауинген).
Возникший как «город-рудник», Зальцгиттер имеет уникальную для германских городов планировочную структуру: на его территории разбросаны рудники, промышленные предприятия, жилые кварталы, объекты производственной и социальной инфраструктуры. Пустоты между отдельными городскими кварталами, выросшими из территориально рассредоточенных населённых пунктов, во 2-й половине 20 века широко использовались в сельском хозяйстве, к началу 21 века лишь некоторые из них были полностью застроены. В Зальцгиттере хорошо развита социальная инфраструктура (считается одним из самых благоустроенных германских городов). Основная часть городской застройки относится к 20 веку. От более ранних построек сохранились отдельные здания и группы сооружений в разных районах современного Зальцгиттера, в том числе замок Вассербург (11 век), руины крепости Лихтенберг (1180), паломническая церковь в Энгероде (1236; фрески), лютеранская церковь Святых Марии и Иакова (1481), замок Рингельхайм (бывший бенедиктинский монастырь Святых Абдона и Сенена; барочная церковь 1694; цокольный этаж 10 века, большая часть интерьера 16-18 века), бывший женский монастырь в Штетербурге (основан в 1003; церковь 1751-53), Ратуша в Лебенштедте (1959-63). Памятник «Башня труда» (1995, скульптор Ю. Вебер).
Зальцгиттер - значительный центр прикладных НИОКР, высшего и специального технического образования. Высшая профессионально-техническая школа Зальцгиттера (наиболее известна образовательными программами по подготовке специалистов в области транспорта), многопрофильная профессионально-техническая школа «Friedenberg». Институт прикладной физики, научно-исследовательской лаборатории «Salzgitter AG Stahl und Technologie» и ряда других фирм корпоративной сети «Salzgitter AG». Городской музей и городское художественное собрание (в здании дворца Зальдер, 1608, перестроен в 1695, в районе Зальцгиттер - Зальдер). Молодёжный театр.
Большая часть работающих занята в сфере услуг (всего немногим более 50%, что значительно ниже, чем в большинстве других крупных германских городов). В Зальцгиттере располагаются штаб-квартиры большой группы компаний (преимущественно металлургического и машиностроительного профиля), образующих АО «Salzgitter AG» (в том числе «Salzgitter AG Stahl und Technologie», «Salzgitter Flachstahl GmbH», «Salzgitter Grossrohre GmbH», «Salzgitter Stahlhandel GmbH», «Salzgitter Maschinenbau GmbH», «Salzgitter International GmbH»), вторую по масштабам производства металлургическую корпорацию Германии после «ThyssenKrupp AG». Зальцгиттер - резиденция Федерального ведомства Германии по защите от радиоактивного излучения; в городе размещаются головные офисы ряда крупных консалтинговых фирм («Salzgitter Consult GmbH», «Salzgitter Wildplan Consulting» и др.), страховых обществ, рекламных агентств. Зальцгиттер - крупнейший в Германии за пределами Рурского индустриального района центр чёрной металлургии. Комбинат полного металлургического цикла (мощности по производству чугуна 1,8 миллионов тонн, стали 2,0 миллиона тонн, проката 1,7 миллионов тонн; загрузка производственных мощностей в начале 21 века снижается) с последней трети 20 века использует импортную железную руду (свыше 97% в начале 21 века). Вторая ключевая отрасль промышленности - транспортное машиностроение. После 2-й мировой войны в Зальцгиттере получило развитие железнодорожное вагоностроение (завод компании «Linke - Hoffmann - Busch GmbH», LHB; ныне принадлежит французскому локомотиво- и машиностроительному концерну «Alstom»), с 1960-х годов - автомобилестроение. Автозавод MAN AG (построен в 1964 брауншвейгской фирмой «Вüssing Automobilwerke AG», в 1971 поглощена концерном MAN AG) - ведущее германское предприятие по выпуску грузовиков средней грузоподъёмности и автобусов. Мощности подразделения по производству грузовиков («MAN Nutz-fahrzeuge») достигают 15 тысяч штук в год (2006); в 1999 начата сборка большегрузных автомобилей MAN TGA (грузоподъёмностью от 18 до 50 тонн; за 1999-2006 выпущено свыше 50 тысяч штук). Автозавод выпускает также автобусы, автомобили специального назначения, тягачи, шасси автомобилей. Другой крупный автозавод компании «Volkswagenwerk Salzgitter» (в районе Зальцгиттера - Беддинген, с 1969; принадлежит концерну «Volkswagenwerke AG») осуществляет сборку автомобилей «Фольксваген», производство комплектующих для других автозаводов, а также является ведущим моторостроительным предприятием концерна (с 1970 по 2006 на заводе освоено производство 270 типов бензиновых и дизельных двигателей); наряду с автомобильными производятся также и судовые двигатели (до 5 тысяч штук в год; подразделение «Volkswagen Marine»). С 2005 года на базе завода компании «Salzgitter Flachstahl GmbH» реализуется пилотный проект «Саг Cycling» (инвестировано около 20 миллионов евро) совместного предприятия корпораций «Volkswagenwerke AG» и «Salzgitter AG» по переработке подержанных автомобилей (проектная мощность переработки до 400 тысяч автомобилей в год; главная цель - покрыть недостачу металлопроката для автозаводов «Volkswagenwerke AG» в Германии). На базе чёрной металлургии создан крупный комплекс металлоёмких производств общего и тяжёлого машиностроения. Предприятия фирм «Salzgitter Maschinenbau GmbH», «Salzgitter Anlagenbau GmbH», «Flüssiggas - Anlagen GmbH» выпускают оборудование для горнодобывающей, нефтяной, химической промышленности, газовые заправочные станции и др. Компания «Мöhlenhoff Wärmetechnik GmbH» (штаб-квартира и основное производство в Зальцгиттере) - один из ведущих в Германии производителей отопительного оборудования, главный производитель электроконвекторов для «тёплых полов». Электротехническая и радиоэлектронная промышленность развивалась в тесной связи с автомобилестроением. Крупнейший комплекс электротехнических предприятий - заводы концерна «Robert Bosch GmbH», которые производят электрооборудование для автомобилей, а также навигационные системы, аудиосистемы и разнообразную бытовую технику; выпускают (с 2005) электронные системы - управления бензинового впрыска («DI-Motronik») и вспрыска топлива для двигателей, работающих на сжатом природном газе (так называемые «Bi-Fuel»). В Зальцгиттере развито также производство оптических и измерительных приборов. В 1990-2000-е годы получила развитие микроэлектронная промышленность (предприятия американской корпорации «Infineon Technologies» и небольших специализированных электронных фирм). Предприятия химической (производство аммиака, химических средств защиты растений и др.) и фармацевтической промышленности.
Лит.: Salzgitter. Geschichte und Gegenwart einer deutschen Stadt 1942-1992 / Hrsg. W. Benz. Мünch., 1992.
О. В. Вишлёв (история); В. Н. Стрелецкий.