Зиммель Георг

Зиммель (Simmel) ГеоргЗИММЕЛЬ (Simmel) Георг (1.З.1858, Берлин - 26.9.1918, Страсбург), немецкий социолог и философ. Окончил Берлинский университет (1881), где преподавал с 1885 года (экстраординарный профессор с 1901). С 1914 профессор Страсбургского университета. В творчестве Зиммеля обычно выделяют три периода: ранний - эволюционистски-натуралистический (влияние Г. Спенсера и Ч.Дарвина); неокантианский, характеризующийся априоризмом в понимании культурных ценностей; поздний, связанный с разработкой оригинальной версии философии жизни.

Согласно изложенной в работах Зиммеля 1890-1900-х годов концепции формальной социологии, предметом последней должны являться описание и классификация «форм обобществления» - устойчивых конфигураций социального взаимодействия (обмен, иерархия, конфликт, конкуренция, господство и подчинение и т.д.), подлежащих рассмотрению вне зависимости от их конкретно-исторического содержания, то есть мотивов, целей, потребностей людей, вступающих в отношения интеракции. Объектом такой «чистой социологии» могут становиться любые социальные явления, поскольку они порождаются межличностным и групповым взаимодействием. При этом само общество предстаёт у Зиммеля как процесс, в котором постоянно созидаются и воспроизводятся разнообразные модели типовых человеческих отношений.

Реклама

В ранний период Зиммель рассматривал исторический процесс как прогресс, движение от простого к сложному, как «дифференциацию». Констатируя прямую зависимость уровня развития личности от численности группы, Зиммель связывал с разрастанием и структурным усложнением социальных образований относительное «освобождение индивида». Позднее в фундаментальном труде «Философия денег» («Philosophie des Geldes», 1900) Зиммель акцентировал внимание на негативных аспектах рационализации человеческих отношений в современном обществе, сопровождающейся постепенным устранением эмоциональных компонентов, обеднением душевной жизни, отчуждением объективированных социальных и культурных форм в условиях прогрессирующей специализации и разделения труда. Обезличенные институциональные структуры сковывают внутренние творческие потенции человека; символом современного мира становятся деньги, которые благодаря своему статусу универсального средства обмена превращаются в самоцель, а культурно значимые объекты, ими исчисляемые, низводятся до уровня средства.

Определяя склонность к конфликтам как своего рода «психологическое априори» человека, Зиммель их источником считал не только противоположно направленные интересы, но и субъективно ощущаемые отношения враждебности. Не все конфликты приводят к разрушению социальных связей, они могут выполнять важные социально-интегративные функции: препятствовать размыванию межгрупповых границ, способствовать повышению сплочённости группы перед лицом внешней угрозы, формировать нормы и правила взаимодействия противников и т.д.

Под влиянием В. Дильтея Зиммель разрабатывал собственный проект «понимающей» методологии. «Понимание» рассматривалось Зиммелем не только как инструмент научного познания, но и как универсальная предпосылка социальной жизни, поскольку упорядоченное сосуществование и взаимодействие людей становятся возможными лишь благодаря тому, что индивиды «понимают» (или «думают, что понимают») друг друга. Процедура понимания (как научного, так и повседневного) основывается, по Зиммелю, на субъективном конструировании «упрощённого» образа «другого» путём приписывания ему определённых типических черт и характеристик («чиновник», «военный», «начальник» и т.п.).

Противопоставление «жизни» как творческой стихии и создаваемых ею исторически относительных, преходящих «форм», в силу своей объективации ограничивающих её стремление к постоянному изменению, лежит в основе философии культуры позднего Зиммеля. Непрестанный процесс формообразования, разрушения старых и созидания новых форм является для жизни единственно возможным способом существования. Конфликт жизни и её объективированных форм - источник «трагедии культуры», наблюдаемой в самых разных областях человеческой деятельности. Современный период в развитии культуры характеризуется как «восстание жизни против идеи формы как таковой».

Зиммель - автор многочисленных философских и культурологических работ, написанных в жанре эссе и посвящённых, среди прочего, творчеству Микеланджело, Рембрандта, И. Канта, И. В. Гёте, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. Идеи Зиммеля оказали значительное влияние на развитие западной социологии и философии 20 века (функционалистское истолкование социального конфликта у Л. Козера, теория «маргинальной личности» Р. Э. Парка, созданная на основе зиммелевской концепции «чужака», и др.); он явился одним из основоположников социологии моды и социологии города; его критика культуры получила дальнейшее развитие в работах Д. Лукача, Э. Блоха, а также представителей франкфуртской школы (Т. Адорно и М. Хоркхаймера).

Соч.: Gesamtausgabe / Hrsg. О. von Rammstedt. Fr./М., 1989-200З. Bd 1-16; Избранное. М., 1996. Т. 1-2; Избранные работы. К., 2006.

Лит.: Ионин Л. Г. Г. Зиммель - социолог. М., 1981; Jung W. G. Simmel zur Einführung. Hamb., 1990; Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. М.; СПб., 2000. С. 107-147; Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000; Frisby D. G. Simmel. 3rd ed. L., 2002.

Д. Г. Подвойский.