Зоопсихология

ЗООПСИХОЛОГИЯ (от зоо... и психология), наука, изучающая психику животных.

Поведение животных стало предметом научного исследования с конца 19 века, термин «зоопсихология» утвердился в 1890-е годы. На развитие зоопсихологии большое влияние оказала теория Ч. Дарвина, которая стимулировала разработку так называемой сравнительной психологии, изучающей эволюцию психики как у различных животных, так и у человека. В 1-й половине 20 века зоопсихологией стали называть всю совокупность направлений, исследующих психику и поведение животных в зоологии, физиологии и психологии.

Первые систематические исследования поведения животных принадлежат Ж. А. Фабру, который с середины 19 века изучал насекомых в природных и лабораторных условиях. В конце 19 - начале 20 века большой вклад в зоопсихологию внесли О. Форель, Дж. Хаксли, английские зоологи К. Л. Морган, Д. Сполдинг (открывший явление импринтинга), Дж. Романес, немецкие физиологи Ж. Лёб, Я. фон Икскюль, Г. Циглер и др. Рефлекторная концепция, разрабатывавшаяся И. П. Павловым, В. М. Бехтеревым, Ч. Шеррингтоном, базировалась на экспериментах с животными. Основоположником российской зоопсихологии стал зоолог В. А. Вагнер; значительный вклад в её развитие внесли Н. Н. Ладыгина-Котс, Н. Ю. Войтонис, Г. З. Рогинский, Н. А. Тих и Л. А. Фирсов, изучавшие поведение и психику приматов, а также И. С. Бериташвили, Л. В. Крушинский.

Реклама

С конца 19 века в зоопсихологии наметилось два подхода к методам и предмету изучения. Сторонники первого отстаивали возможность и необходимость изучения психических процессов у животных, полагая, что о внутреннем мире животных можно судить по аналогии с человеческой психикой на основе наблюдений за их поведением и данных физиологии. Главное внимание уделялось интеллекту - способности к пониманию, инсайту, экстраполяции, к обобщению и умению делать логические выводы; проведённые В. Кёлером исследования интеллекта обезьян стали важной вехой в развитии зоопсихологии. Приверженцы второго, объективистского, подхода в зоопсихологии (различные варианты рефлекторной теории, бихевиоризм, определивший развитие американской зоопсихологии в 1-й половине 20 века) утверждали, что предметом зоопсихологии могут быть только объективно наблюдаемые явления - поведение и лежащие в его основе физиологические процессы; если психические явления и существуют у животных, то они представляют собой побочный эффект нейрофизиологических процессов. К концу 1930-х годов объективистский подход стал господствующим в Европе и в Америке, зоопсихология стала считаться наукой только о поведении, а не о психике животных. К 1950-м годам сложилось два ведущих направления в исследовании поведения животных: американская сравнительная психология и европейская этология, в дальнейшем получившая развитие и в США. С конца 1960-х годов в западной литературе термин «зоопсихология» как общее название для всех направлений в изучении поведения и психики животных постепенно выходит из употребления и заменяется термином «когнитивная этология».

Широкий научный интерес к психике животных возродился в 1970-х годах в связи с экспериментами по обучению человекообразных обезьян языку с помощью визуальных символов. Первые такие эксперименты провели американские психологи Р. и Б. Гарднеры, используя для этого жестовый язык глухонемых. Американские приматологи Д. Рамбо и Э. Савидж-Рамбо обучали шимпанзе пользоваться клавиатурой компьютера, на дисплей которого выводились геометрические символы слов. Обезьяны быстро научились использовать символы для общения с экспериментаторами и друг с другом; активный запас слов у них мог достигать нескольких сотен. Они оказались способными составлять простые фразы с правильным порядком слов, изобретать новые обозначения, комбинируя уже известные знаки, расширять значение символов для обозначения сходных объектов и ситуаций, понимать звуковую речь и т.д. Современные исследователи интересуются не только уровнем интеллекта животных и их способностью решать задачи, но прежде всего тем, как именно они мыслят, пользуются ли при этом мысленными образами, способны ли формировать общие понятия, осознавать себя (человекообразные обезьяны узнают себя в зеркале), испытывать страдание, обладают ли они намерениями, могут ли ставить себе цель, разрабатывать планы, разгадывать цели и намерения других обезьян или экспериментаторов и т.д. Дискуссия, возникшая вокруг этих исследований, затрагивает фундаментальные проблемы характера языка, процессов коммуникации и мышления у животных.

Лит.: Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности. М., 1986; Мак-Фарленд Д. Поведение животных. М., 1988; Cognitive ethology: The minds of other animals. Hillsdale, 1991; Griffin D. Animal minds. Chi., 2001; Зорина З. А., Смирнова А. А. О чем рассказали «говорящие» обезьяны. М., 2006; Зорина З. А., Полетаева И. И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М., 2007.

Е. А. Гороховская.