Же
ЖЕ (устаревшее - жес), группа индейских народов в Бразилии, говорящих на же языках. Делятся на северных, центральных и южных же. К северным относятся: восточные тимбира, живущие на юге штата Мараньян, севере штата Токантинс, севере штата Гояс и на юго-востоке штата Пара (канела, или рамкокамекра, - 1,9 тысяч человек в 3 поселениях вместе с близкородственными апаниэкра, 2007, оценка; крао - 2 тысячи человек в 5 поселениях; крикати-тимбира - 0,6 тысяч человек); апинайе, или западные тимбира (1,4 тысяч человек в 6 поселениях на севере штата Токантинс); каяпо (7,2 тысяч человек в среднем течении Шингу, между реками Ирири и Риу-Фреску, на юге штата Пара и севере штата Мату-Гросу); суйя (0,3 тысячи человек в верховьях реки Шингу и на реке Кулуэни на севере штата Мату-Гросу). К центральным же относятся шаванте (9,7 тысяч человек в бассейне верхней Шингу на востоке штата Мату-Гросу), шеренте (1,8 тысяч человек в 4 поселениях в междуречье Токантинс и Сону в штате Токантинс) и шакриаба (около 5 тысяч человек в штате Минас-Жерайс, язык утрачен). Южные же - каинганг (26 тысяч человек в штатах Сан-Паулу, Парана, Санта-Катарина и Риу-Гранди-ду-Сул) и шокленг (0,8 тысяч человек в штате Санта-Катарина); значительно отличаются от остальных же по языку и культуре.
Реклама
Среди предков же (кроме каинганг) - носители археологической культуры арату (8-9 века) с характерными большими круговыми поселениями и Т-образными каменными топорами.
Контакты с европейцами с 18 века, постоянные - с 1920-1930-х годов, ряд народов (каяпо) продолжали конфликты с бразильцами до 1980-х годов. Большинство сохраняет свои языки, часть говорит только по португальски. Традиционная культура типична для индейцев саванн и тропических лесов Южной Америки. Основные занятия - бродячая охота и собирательство в сухой сезон и подсечно-огневое земледелие во влажный сезон (горький и сладкий маниок, кукуруза, батат, ямс). Распространяются животноводство, ремёсла, работа по найму. Традиционное поселение (во влажный сезон) занимала эндогамная община численностью до 3 тысяч человек, делившаяся на экзогамные фратрии (половины), управлялось вождём с ограниченной властью, имело круглую или подковообразную планировку, часто на центральной площади - 1 или 2 мужских дома. Жилище - с крышей до земли, у шаванте - куполообразное, круглое - для нуклеарной семьи или длинный дом - для расширенной. Одежда отсутствовала. Мужчины, прошедшие инициацию, вставляли в губы и мочки ушей ботоки (втулки-лабретки). Во время ритуалов тело раскрашивали, надевали костюмы из луба и плетёных циновок (канела), женщины обклеивались соколиным пухом. Системы родства (близкие к родственным системам у бороро) основаны на противопоставлении мужчин и женщин, с одной стороны, и родственников и свойственников - с другой. Брачное поселение уксорилокальное, в семьях вождей иногда вирилокальное. Распространены кузенные и более далёкие родственные браки. Системы терминов родства бифуркативные с генерационными скосами, которые не укладываются в бинарное противопоставление между «кроу» и «омаха», а отражают сложное переплетение патри- и матрилатеральности (уксорилокальности). Поколение дедов и бабок обычно классифицируется с учётом материнской и отцовской линий на четыре класса (отец отца, мать матери, отец матери, мать отца), что редко в Южной Америке. Сиблинги делятся по относительному возрасту и относительному полу. Распространённая у же система экзогамных фратрий является, вероятно, стадиально более поздним способом выражения оппозиции родства и свойства, чем дравидийская система терминов родства (смотри в статье Дравиды), встречающаяся у мелких этнических групп Амазонии (в том числе у близких к же намбиквара). Характерна система «параллельного наследования» (parallel descent, sex affiliation), т. е. передачи личных имён, имущества, этнической принадлежности, членства в ритуальных обществах от отца к сыну, от брата или отца матери к сыну сестры или дочери, с одной стороны, и от матери к дочери, от сестры отца к дочери брата - с другой. У всех же и у бороро она проявляется в существовании у мужчин именных групп, основанных на правиле наследования личных имён (в основном патрилатеральных: от отца к сыну или от отца отца к сыну сына; у восточных тимбира и бороро матрилатеральных - от брата или отца матери к сыну сестры или дочери), организованных вокруг мужских домов. Передача имени (вскоре после рождения ребёнка) сопровождается обменом дарами и плясками в масках. Женские имена не обладают социальной значимостью. Именные группы составляют основу мужского самосознания, тогда как в основе женского самосознания лежит уксорилокальность поселения; сочетание патрилатеральности с уксорилокальностью часто служит причиной острых политических конфликтов внутри деревенской общины, борьбы за власть. Сохраняются возрастные классы.
Распространены танцы (в том числе в масках), игры и состязания (бег с бревном и др.), тотемические культы. В мифологии бытуют представления о небесном и подземном мирах, сюжеты о Солнце и его спутнике-неудачнике Месяце, о разорителе орлиных гнёзд и похищении огня у ягуара, о битве двух братьев с птицей-людоедом, о дереве с кукурузой на ветвях, супруге-звезде, о женщинах, сошедшихся с тапиром и превратившихся в рыб, о появлении новых женщин, об амазонках и др.
Лит.: Folk literature of the Gê Indians. Los Ang., 1978-1984. Vol. 1-2; Brasil. Anthropological perspectives. N. Y., 1979; Dialectical societies. The Gê and Bororo of central Brasil. Camb. (Mass.), 1979; Neumann Р., Кästner К. Р. Indianer Brasiliens. Dresden, 1983; Brochado J. Р. An ecological model of the spread of pottery and agriculture into eastern South America. S. 1., 1985; Hornborg А. Dualism and hierarchy in lowland South America: trajectories of indigenous social organization. Uppsala, 1988; Березкин Ю. Е. Мифы заселяют Америку. М., 2007.
Ю. Е. Берёзкин; Г. В. Дзибель (социальная структура).