Железнодорожный тоннель
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТОННЕЛЬ, тоннель для пропуска железнодорожного транспорта через высотные (горный тоннель) или водные (подводный тоннель) препятствия по трассе железных дорог, а также в черте городской застройки (городской тоннель). Железнодорожный тоннель сооружают под один или два пути; при организации двухпутного движения на железных дорогах предпочтение отдают строительству двухпутного тоннеля вместо двух однопутных, так как при этом значительно сокращаются объёмы и стоимость работ, упрощаются системы вентиляции, водоотвода и др. Железнодорожные тоннели располагаются в плане на прямых или криволинейных участках с минимальным радиусом кривизны 350 м. Горные железнодорожные тоннели могут иметь односкатный или двухскатный продольный профиль, максимальный уклон которого в зависимости от категории железной дороги составляет при длине железнодорожного тоннеля до 300 м от 18 до 40‰, а при большей длине несколько уменьшается. По условиям водоотвода уклоны должны быть не менее 3‰ (в исключительных случаях не менее 2‰). Размеры поперечного сечения железнодорожного тоннеля определяются с учётом установленного габарита приближения строений, размещения эксплуатационных устройств и необходимого уширения между осями пути на кривых. Железнодорожные тоннели оснащают системами искусственной вентиляции (при длине свыше 300 м), связи, сигнализации, водоотвода, противопожарной защиты и др. Для укрытия обслуживающего персонала в стенах железнодорожного тоннеля с каждой стороны на расстоянии 60 м устраивают ниши шириной 20 м, высотой 2,5 м и глубиной 1 м, а для хранения инструментов и материалов - камеры размером 4,0 х 2,8 х 2,5 м, располагаемые в шахматном порядке с каждой стороны не менее чем через 300 м.
Реклама
Первые железнодорожные тоннели построены в Великобритании на линии Ливерпуль - Манчестер (1190 м) в 1830 и Килсби (2218 м) в 1838 году. В России строительство железнодорожных тоннелей ведётся с 1859 - Ковенский (1280 м) и Виленский (427 м) тоннели. Ныне эксплуатируются многочисленные железнодорожные тоннели, среди которых наиболее протяжённые (2007): Сейкан (Япония, 53,8 км), Ла-Маншский (Франция - Великобритания, 50,5 км), Лёчберг (Швейцария, 34,5 км) и др. В России построены Северомуйский (15,3 км), Новокузнецкий (12,2 км), Расвумчоррский (7 км), Байкальский (6,7 км) и другие железнодорожные тоннели. Самый протяжённый городской железнодорожный тоннель построен в Москве на площади Гагарина (0,92 км).
В. Е. Меркин.