Железнодорожный путь
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ, комплекс инженерных сооружений и обустройств, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеёй для движения поездов. Железнодорожный путь состоит из нижнего строения, к которому относится земляное полотно с укрепительными, водоотводными, регуляционными и другими защитными сооружениями, размещаемыми в полосе отвода, а также искусственных сооружений, возводимых на пересечении железнодорожного пути с различный препятствиями, - мосты, водопропускные трубы, лотки, тоннели и др. Земляное полотно служит основанием для верхнего строения пути и образует необходимый профиль и план пути, обеспечивает его устойчивость. Верхнее строение пути обычной конструкции состоит из рельсошпальной решётки, образованной рельсами, соединёнными между собой стыковыми накладками, а со шпалами - промежуточными скреплениями, заглублёнными в балластный слой, а также подрельсового основания и балластной призмы. К верхнему строению пути относятся элементы соединения и пересечения путей в одном уровне (стрелочные переводы, мостовое полотно, глухие пересечения и др. конструкции). Тип верхнего строения пути в значительной мере определяется мощностью укладываемых рельсов и зависит от грузонапряжённости линии. На главных путях российских железных дорог эксплуатируются рельсы типов Р65 (92,5% развёрнутой длины путей), Р75 (2,5%) и Р50 (около 5%) с погонной массой соответственно 65, 75, 50 кг/м, а на второстепенных участках - рельсы типа Р43 (43 кг/м) и более лёгкие (около 2%). На высокоскоростных линиях применяют рельсы специального профиля с линейной плотностью 65 кг/м (Россия), 60-61 кг/м (Европа). Около 86% (106,2 тысяч км) от развёрнутой длины главных путей составляет протяжённость пути с термоупрочнёнными рельсами. Более мощные рельсы обычно укладывают на железобетонных шпалах, широко используются деревянные шпалы. На 1 км обычно укладывают 1840 шпал в прямых участках и 2000 - в кривых. Балластом на магистральных линиях служит главным образом щебень фракции 25-60 мм, обычно укладываемый толщиной до 40 см под железобетонными шпалами, на менее деятельных участках - гравий, доменные шлаки, песок. Наиболее прогрессивной конструкцией является бесстыковой путь, который широко применяется в качестве типовой конструкции на высокоскоростных магистралях и на грузонапряжённых участках. В 2006 году протяжённость бесстыкового пути в России составила 50% от развёрнутой длины главных путей.
Реклама
Железнодорожный путь оборудуется специальными путевыми и сигнальными знаками, указывающими километраж, уклоны, начало, конец и параметры кривых, места производства работ и др. Для обеспечения безопасности и организации движения поездов и маневровой работы на железнодорожном пути действует система сигналов, большинство из которых - неотъемлемая часть автоматической или полуавтоматической системы управления движением поездов на перегонах, станциях и переездах. Железнодорожный путь работает в сложных климатических условиях при постоянном воздействии динамических поездных нагрузок, поэтому основным функциональным назначением пути является обеспечение пространственной устойчивости рельсовой колеи в вертикальной и горизонтальной плоскостях, восприятие нагрузок и передача их через верхнее строение и земляное полотно на земную поверхность и на нижележащий грунт.
Э. В. Воробьёв.