Живскульптарх
ЖИВСКУЛЬПТАРХ (полное название «Живопись - скульптура - архитектура»), российское художественное объединение. Создано в Москве в мае 1919 года как Опытная комиссия по вопросам скульптурно-архитектурного синтеза (Синскульптарх) при Скульптурном подотделе (затем - при подотделе Художественного труда) Отдела ИЗО Наркомпроса. В неё входили скульптор Б. Д. Королёв (председатель) и архитекторы Н. А. Ладовский, Н. И. Исцелёнов, С. В. Домбровский, А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский, Я. И. Райх, В. И. Фидман. В конце 1919 года эта комиссия переименована в Комиссию живописно-скульптурно-архитектурного синтеза (позднее Живскульптарх); в неё вошли А. М. Родченко (оказавший значительное влияние на деятельность объединения), А. В. Шевченко и архитектор Г. М. Мапу. Члены объединения занимались проблемами формообразования и художественного синтеза, вели поиски новых средств художественной выразительности в духе архитектурного экспрессионизма; использовали динамическое сочетание простых геометрических объёмов, ассоциации с природными формами, в том числе со скалами, растениями. Живскульптарх разрабатывал экспериментальные проекты - «Храма общения народа» («здания чистого искусства»; идея изложена в докладе Исцелёнова, 1919); в 1920 - дома-коммуны («коммунального дома») и здания Советов (Совдеп) и др. Работы мастеров Живскульптарха были показаны на 19-й Государственной выставке Всероссийского центрального выставочного бюро ИЗО Наркомпроса (1920, Москва); после этого деятельность коллектива прекратилась.
Лит.: Хан-Магомедов С. О. Творческие течения, концепции и организации советского авангарда. М., 1993. Вып. 1: Живскульптарх (1919-1920 годы). Первая творческая организация советского архитектурного авангарда. М., 1993; Стригалев А. А. Не архитекторы в архитектуре // Великая утопия. Берн; М., 1993; он же. К «новой архитектуре» через синтез искусств. Живскульптарх // Художественные модели мироздания. М., 1999. Кн. 2.