Адвентизм

АДВЕНТИЗМ (латинский adventus - пришествие), направление в протестантизме, возникшее в США в 1830-х годах. Основатель - баптистский проповедник Уильям Миллер (1782-1849 годы), который, опираясь на собственное толкование библейских пророчеств, в 1831 году назвал дату Второго пришествия Иисуса Христа - 1843-44 годы. К началу 1843 года число сторонников Миллера (миллеритов) достигло 100 тысяч человек. После того, как пророчество не сбылось («великое разочарование»), сторонники Миллера выдвинули несколько других дат, а затем Х. Эдсон (1806-82 годы) предложил рассматривать 1844 год как начало служения Христа на небесах, где он приступил к «следственному суду» над живыми и умершими (так называемое очищение святилища). В 1845 году на съезде в Олбани (штат Нью-Йорк) миллериты создали Ассоциацию тысячелетнего пришествия и выработали религиозные догматы. Центральное место в доктрине занимало учение миллеритов о близости Второго пришествия Христа. Мир будет уничтожен огнём, но для верующих будет создана Новая земля; Второе пришествие будет сопровождаться воскрешением праведников, а после тысячелетнего царствования Христа (смотри Хилиазм) воскреснут и грешники. В ходе споров по вопросам догматики миллериты разделились на несколько толков, среди которых крупнейшими являются Адвентисты седьмого дня (АСД), Христианская церковь пришествия, Церковь Бога (адвентисты), Союз жизни и пришествия, Церковь Бога (Орегон), Христианская церковь первозданного Адвента, Реформационное движение церкви АСД (адвентисты-реформисты) и Ветвь Давидова.

Реклама

Церковь АСД организационно оформилась в 1863 году на конференции в Батл-Крик (штат Мичиган). Главную роль в её создании сыграла Эллен Уайт (1827-1915 годы), которую члены церкви почитают как пророчицу, а её сочинения считают боговдохновенными. Уайт проповедовала строгое соблюдение 10 заповедей Моисея. АСД отвергают общехристианские представления о бессмертии души, рае и аде. С их точки зрения, душа смертна так же, как и тело. Во время Второго пришествия праведники живые и воскресшие - будут взяты Христом с Земли на небеса, а живые грешники будут уничтожены огнём. Следующую тысячу лет на Земле будут жить только Сатана и его падшие ангелы, которые будут побеждены и уничтожены Христом в конце этого периода. В это же время произойдёт так называемое второе воскрешение - воскреснут грешники, чтобы разделить судьбу падших ангелов и погибнуть в «озере огня». Земля будет очищена от зла, праведники вернутся на неё и создадут Новый Иерусалим, где и будут вечно пребывать с Христом. На основании видений Уайт АСД приняли так называемую санитарную реформу, согласно которой верующим запрещено употреблять в пищу свинину, моллюсков, ракообразных, пить чай, кофе, алкогольные напитки, курить табак и так далее.  АСД не принимают участие в политической деятельности, отрицательно относятся к ношению и применению оружия. В армии члены церкви АСД служат преимущественно в нестроевых частях.

Культ АСД включает в себя богослужение с чтением Библии, проповеди и пением гимнов; водное крещение погружением взрослых членов общины, омовение ног, причащение (неферментированным вином и пресным хлебом). Для церкви АСД характерна жёсткая централизация. Основная единица организационного устройства церкви - община; общины объединяются в местные конференции, а несколько местных конференций образуют унионную конференцию (унион). В дивизионы, создаваемые по региональному признаку, входит несколько унионов. К началу 21 века в мире действовали 12 дивизионов, руководство которых входит в Исполнительный комитет Генеральной конференции, являющейся высшим органом церкви АСД. Центральные учреждения АСД расположены в Такома-Парк (штат Мэриленд). АСД проявляют высокую миссионерскую активность, так как считают, что Второе пришествие Христа зависит от того, как скоро все люди услышат адвентистскую проповедь. Они занимаются благотворительной деятельностью («Адвентистское агентство помощи и развития» тесно сотрудничает с ООН в деле оказания помощи пострадавшим от войн и стихийных бедствий). Церковь АСД содержит около 600 госпиталей, клиник и санаториев. В мире насчитывается около 13 миллионов приверженцев церкви АСД; общины существуют в 205 странах мира, литература издаётся на 245 языках.

Первая община АСД в России была организована швейцарским проповедником Л. Конради (1856-1939 годы) среди немецких колонистов в крымском селе Бердебулат в 1886 году; в 1890 году Ф. Бабиенко создал русскую общину АСД в Ставрополе. В 1905 году, после издания указа «О свободе вероисповедания», была создана Восточно-Российская конференция (Российский унион) АСД, состоявшая из трёх «миссионерских полей»: южно-российского, северо-российского и средне-российского. В 1907 году на учредительном съезде в Риге был избран первый председатель церкви АСД на территории России - И. Т. Бетхер; в 1908 году был рукоположен первый русский проповедник К. С. Шмаков.

К 1917 году численность церкви АСД составила около 7 тысяч человек. После Октябрьской революции 1917 года руководство АСД заняло лояльную позицию по отношению к советской власти. В 1920 году был создан Всероссийский союз общин АСД под председательством Г. И. Лебсака, было создано издательство «Патмос», выпускавшее журналы «Адвентистский вестник», «Голос истины», «Благовестник» и другие. С 1929 года, после принятия, так называемого антисектантского законодательства, началось преследование властями АСД. К середине 1930-х годов Всесоюзный совет АСД прекратил своё существование.

После окончания 2-й мировой войны возобновилась регистрация общин АСД; в 1946 году был создан Всесоюзный совет АСД. После его запрещения в 1960 году АСД находились на полулегальном положении до 27.5.1979, когда в Туле на совещании представителей общин АСД был сформирован Республиканский совет церкви АСД в России. В 1981 году все организации АСД в России объединились в Республиканский унион церкви АСД; в 1985 году был создан временный Координационный совет АСД (во главе с М. П. Кулаковым) и установлен постоянный контакт с Генеральной конференцией АСД. В 1990-х годах на съезде Генеральной конференции в Индианаполисе (США) церковь АСД в СССР получила статус 11-го Евро-азиатского дивизиона Всемирной церкви АСД. В 1985-92 годах АСД в России создали такие учреждения, как Духовная академия и Институт перевода Библии в посёлке Заокский (Тульская область), издательство «Источник жизни», радиоцентр «Голос надежды» (Тула), Московский центр здоровья, ряд школ-гимназий в Москве, Туле, Рязани и других городах. В июле 1994 года в России были созданы два союза (униона) церкви АСД - Восточно-Российский (центр Иркутск) и Западно-Российский (центр Климовск). АСД контактирует с другими христианскими конфессиями России по вопросам социального служения и законодательных инициатив в религиозной сфере. В начале 21 века численность АСД в России составляла около 50 тысяч человек.

Реформационное движение церкви АСД (адвентисты-реформисты, АР) появилось в годы 1-й мировой войны в результате раскола среди АСД в Германии. Заявление руководства церкви АСД в Германии о необходимости участия адвентистов в военных действиях (4.8.1914) заставило часть из них выйти из состава церкви и создать свою организацию - «Пробуждение и реформационное движение» (1916 год), которая в 1925 году на съезде в Готе (Германия) приняла статус церкви. В 1951 году церковь АР распалась на две Генеральные конференции - Международное миссионерское общество (Германия) и Американская генеральная конференция реформационного движения АСД (США). По вероучению и культу АР идентичны АСД. К началу 21 века в мире насчитывалось около 40 тысяч адвентистов-реформистов.

В России АР впервые заявили о себе в 1923 году. В 1924 году, после того, как на 5-м Всесоюзном съезде АСД было принято решение о том, что члены церкви АСД обязаны нести воинскую службу с оружием в руках, АР образовали свою организацию - Всесоюзную церковь верных и свободных адвентистов седьмого дня. АР считали недопустимым участие своих членов в советских общественных организациях и службу в армии. В 1929 году АР организовали подпольный центр под названием «Российское поле адвентистов седьмого дня реформационного движения», который возглавил Г. А. Оствальд.

В современной России действует «Церковь верных и свободных адвентистов седьмого дня» (другое название - «адвентисты седьмого дня верного остатка»), точное количество членов которой неизвестно, так как общины не регистрируются.

Лит.: White Е.G. Testimonies of the Church: In 9 vol. Wash., 1948; Seventh-Day Adventist Bible Commentary: In 10 vol. Wash., 1953—1970; Bird Н. S. Theology of Seventh-Day Adventism. Grand Rapids, 1961; Москаленко А. Т. Идеология и деятельность христианских сект. Новосиб., 1978; Воронин П.Е. Адвентизм и реформация. Ставрополь, 1983; В начале было Слово: Основы вероучения христиан адвентистов седьмого дня. Заокский, 1993; Из истории церкви адвентистов седьмого дня в России. Калининград, 1993.

Е. С. Элбакян.