Аналитическая Психология

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, школа глубинной психологии, базирующаяся на идеях К. Г. Юнга, который рассматривал психику как взаимодействие сознания с бессознательным - глубинной творческой силой, направляющей развитие личности. Это развитие (индивидуация), процесс обретения внутреннего единства, рассматривается в аналитической психологии как постепенное объединение сознания с бессознательным вокруг самости трансцендентного центра, источника психики и сознания. В аналитической психологии индивидуальное бессознательное, которое исследовал 3. Фрейд, составляет лишь небольшую часть коллективного бессознательного, связывающего индивида со всем человечеством и космосом через архетипы - универсальные структурные элементы бессознательного, схемы, на основе которых формируются образы, переживания и события жизни отдельных людей, мифы и культура целых народов.

Задача аналитической психологии - постичь психическое как естественное целостное явление, жизнь души человека. Душа описывается в аналитической психологии в виде композиции взаимодействующих между собой парциальных личностей (автономных комплексов). Бессознательное структурировано как множественное сознание, распределённое между парциальными личностями. Любые межличностные отношения основаны на внутриличностных связях.

Реклама

Психотерапия в аналитической психологии понимается не как лечение симптомов, а как помощь в индивидуации, развитии личности. В основе психотерапевтической практики лежит анализ переноса и контрпереноса, исследование образной системы с акцентом на символическое переживании самости.

Можно выделить два этапа становления и развития аналитической психологии: юнговский (1902-1961) и постъюнговский (с 1961). Первый этап представлен, прежде всего, трудами самого К. Г. Юнга и многочисленными работами его учеников и последователей, а также разработкой и распространением преимущественно в Западной Европе и США психотерапевтической практики, именуемой юнгианским анализом. Второй этап характеризуется выделением нескольких направлений и школ на основе пересмотра ряда основных положений аналитической психологии (определения архетипического, понятия самости и принципов развития личности). Наряду с «классической школой» последователей Юнга (Э. Эдингер, Э. Нойманн, М. Л. фон Франц) с центром в Цюрихе сформировалась «школа развития» (М. Фордхам, Д. Хаббак, Х. Дикманн, М. Якоби) с центром в Лондоне, ставящая акцент на развитии психики и клинической практике, а также «архетипическая школа» (Д. Хиллман, А. Гуггенбюль-Крейг, В. Гигерих) с центром в Далласе (США), широко использующая концепцию архетипа для постижения глубинных измерений любого человеческого опыта.

В 1948 году при участии К. Г. Юнга был создан первый Институт аналитической психологии в Цюрихе, затем в Лондоне, Берлине, Нью-Йорке и др. Большинство современных последователей Юнга объединено в Международную ассоциацию аналитической психологии (ΙΑΑΡ) со штаб-квартирой в Цюрихе. Под влиянием аналитической психологии сформировались гуманистическая психология и трансперсональная психология и психотерапия. Аналитическая психология оказала большое влияние на литературу (Г. Гессе, Дж. Джойс, Т. Манн и др.) и искусство, религиоведение (М. Элиаде, Дж. Кэмпбелл), философскую антропологию, этнографию.

Лит.: Mattoon М. А. Jungian psychology in perspective. N. Y., 1981; Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы: Курс юнгианского психоанализа. М., 1997; Зеленский В.В. Толковый словарь по аналитической психологии. СПб., 2000.

В. В. Зеленский, А. В. Константинов.