Гуманистическая психология

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, направление психологии, поставившее своей целью изучение человека в его высших проявлениях, таких как развитие и самореализация личности, её ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, глубинное общение, трансценденция и т. п. Сформировалась в США к началу 1960-х годов, получив название «третьей силы» в американской психологии в связи с тем, что её представители противопоставляли себя как бихевиоризму, рассматривавшему человеческое поведение по аналогии с поведением животных и как полностью зависящее от внешних стимулов, так и психоанализу, подвергнутому критике за преувеличение роли неосознаваемых влечений и комплексов в жизни человека. С 1961 года издаётся «Журнал гуманистической психологии» («Journal of Humanistic Psychology»), в 1962 организована Американская ассоциация гуманистической психологии, в 1970 году состоялся 1-й Международный конгресс гуманистической психологии.

В целом гуманистическая психология представляет собой конгломерат различных школ, разделяющих общие ценности и образ человека как целостного, активного, творческого существа, наделённого потенциями к развитию и самореализации, обладающего определённой степенью свободы от внешней детерминации, руководствующегося смыслами и ценностями в свободном выборе своего отношения к внешним обстоятельствам, способного трансцендировать условия своего существования и даже себя самого. Основной пафос работ представителей гуманистической психологии (А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Ш. Бюлер, Дж. Бюджентал и др.) обращён против господства в психологии сциентистского, механистического подхода к человеку, перенесённого из методологии естественных наук.

Реклама

Переживание человеком мира и себя в мире рассматривается в гуманистической психологии как главная психологическая реальность, причём сам мир понимается феноменологически - как действительность, данная субъекту в его опыте, переживании, преломлённая через призму смыслов и ценностей субъекта. Уникальность каждого человека, делающая анализ отдельных случаев столь же правомерным методом исследования, как и статистические обобщения, выводится представителями гуманистической психологии не из индивидуальных различий, обусловленных наследственностью и условиями среды, но прежде всего из уникальности жизненных целей и смыслов, реализуемых человеком. Человеческая жизнь рассматривается как единый процесс становления и бытия: человек является одновременно тем, кто он есть, и тем, кем он стремится быть.

Гуманистическая  психология, опирающаяся на идейные традиции гуманизма Нового времени, испытала влияние различных вариантов философии экзистенциализма, а также феноменологии и ряда восточных философско-религиозных учений (интерес гуманистической психологии к расширению возможностей человека и изменённым состояниям сознания, установка на ценность переживания «здесь и теперь» и др.). Идеи, близкие гуманистической психологии, содержались в поздних работах А. Адлера и К. Г. Юнга, а также у ряда других психологов 1930-1960-х годов (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мёрфи, Дж. Келли, Э. Фромм).

Возникновение гуманистической психологии было связано с культурной ситуацией в послевоенной Америке, с широким распространением страха перед будущим, одиночества и отчуждённости. Разрушение традиционной системы ценностей и прагматизация жизни породили конфликт между стремлением к искренним и глубоким человеческим отношениям и невозможностью их установить. Гуманистическая  психология, явившись одной из попыток осмысления этих кризисных явлений, оказала влияние на молодёжную контркультуру 1960-х годов, в частности на движение хиппи с его ориентацией на самораскрытие личности «здесь и теперь» и т.п.

Главные области практического приложения гуманистической психологии - психотерапия, в контексте которой зародились и были развиты многие из идей, образующих фундамент гуманистической психологии, и педагогика, основанная на принципе недирективного взаимодействия учителя с учеником, когда учитель не пытается формировать личность, а создаёт условия для её самореализации и развития творческих способностей. Одним из популярных приложений гуманистической психологии стали тренинги, направленные на личностный рост и межличностное общение. В русле гуманистической психологии были разработаны получившие широкое распространение понятия самоактуализации (А. Маслоу), личностного роста (К. Роджерс), самораскрытия (С. Джурард), аутентичности (Дж. Бюджентал) и др.

Лит.: Challenges of humanistic psychology / Ed. J.F.Т. Bugental. N.Y., 1967; Readings in humanistic psychology / Ed. А. J. Sutich, М. А. Vich. N. Y., 1969; Buhler Ch., Allen М. Introduction to humanistic psychology. Monterey, 1972; Quitmann Н. Humanistische Psychologie. Gött., 1985; Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990; Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под редакцией Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 1997; Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. 2-е изд. М., 1998; Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999; The handbook of humanistic psychology: leading edges in theory, research, and practice / Ed. К. Schneider, j. F. Т. Bugental, J. F. Pierson. Thousand Oaks, 2001. Смотри также литературу при статьях Маслоу А., Роджерс К., Франкл В., Экзистенциальная психология.

Д. А. Леонтьев.