Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич)

АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич) АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич) [6(18).8.1873, Тамбовская губерния - 22.5.1965, Нью-Йорк], митрополит Восточно-американский и Нью-Йоркский, первоиерарх Русской православной церкви за границей (РПЦЗ). Окончил Московскую духовную академию (1897 год).    Принял монашеский постриг (1898 год). Иеромонах (с 1900 года), инспектор Вифанской духовной семинарии. С 1901 года - ректор Московской духовной семинарии, архимандрит. С 1906 года - епископ Серпуховский, викарий Московской епархии; с 1914 года - епископ Холмский и Люблинский, с 1915 года - епископ Кишинёвский и Хотинский. Архиепископ (с 1916 года).

 На Поместном соборе Православной российской церкви 1917-18 годов возглавлял Отдел церковного имущества и хозяйства. Поддержал восстановление патриаршества. Как знаток церковного устава, составил чин интронизации патриарха. Член Священного Синода и Высшего церковного совета. В 1918 году опротестовал румынизацию захваченной Бессарабии, отказался войти в румынский Синод. Вошёл во Временное высшее церковное управление на Юге России (ВВЦУ), которое в октябре 1920 года назначило Анастасия представителем ВВЦУ при патриархе Константинопольском. Заместитель председателя ВВЦУ митрополита Антония (Храповицкого). На Русском всезаграничном церковном соборе (1921 год, город Сремски-Карловци, Сербия) возглавил отдел духовного возрождения России. Вместе с 34 членами Собора выступил против «политического характера» постановки вопроса о монархии «с упоминанием притом династии» Романовых.

Реклама

После запрета патриархом Тихоном 5.5.1922 заграничного ВВЦУ на Архиерейском соборе в Сремски-Карловцах 2.9.1922 добился, чтобы «в целях сохранения правопреемства Высшей церковной власти» зарубежное управление основывалось на патриаршем указе №362 от 7(20). 11.1920. На этом каноническом основании более 80 лет существовала РПЦЗ. Боролся с церковным реформаторством, обновленчеством и введением нового стиля, информируя об этом патриарха Тихона. В 1924 году покинул Стамбул из-за отказа подчиниться Константинопольскому патриархату и прекратить поминовение патриарха Тихона. В 1924-35-е годы курировал деятельность Русской духовной миссии в Палестине. В 1927 году вместе с Собором РПЦЗ отверг Декларацию митрополита Сергия (Страгородского). Митрополит (с 1935 года). В 1936-64 годах возглавлял РПЦЗ.

В 1936 году объявил фашизм идеологией, неприемлемой для православных людей. Это же было заявлено на 2-м Всезарубежном церковном соборе (август 1938 года, Сремски-Карловци). Огласил прошедший немецкую цензуру адрес германскому правительству в июне 1938 года, но после нападения Германии на СССР отказал в поддержке германского военного «похода против коммунизма», указав на «неясность политических целей». Подвергался обыскам. В 1942 году запретил деятельность архиепископа Ермогена (Максимова), создавшего Хорватскую православную церковь, поддержавшую фашистов-усташей. Приветствовал церковное возрождение в оккупированных областях СССР, организацию пастырского окормления военнопленных и  восточных рабочих («остовцев»). Благословил Русское освободительное движение и армию генерала А. А. Власова («Пражский манифест»), обеспечив их церковное окормление.

21-26.10.1943 совещание 8 епископов в Вене во главе с Анастасием объявило избрание патриархом митрополита Сергия (Страгородского) неканоничным. Тогда же был составлен документ с критикой немецкой политики в отношении РПЦ.

В сентябре 1944 года переехал из Сербии в Австрию, затем в Германию, потом в Швейцарию (Женева). В октябре 1945 года на призыв подчиниться Московской патриархии Анастасий, именуя патриарха Алексия I (Симанского) «нынешним главой Русской Церкви», отказался, сославшись на невозможность свободного и «независимого в своих решениях Всероссийского церковного собора». Перемену в советской церковной политике в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы считал «вынужденной, неискренней, непрочной».

В ноябре 1950 года переехал в Нью-Йорк. В условиях «холодной войны» и идеологического противостояния двух мировых политических систем отказался от всяких церковных контактов с МП. 27.5.1964 ушёл на покой, сохранив почётное председательство в Синоде РПЦЗ. Погребён на кладбище Свято-Троицкого ставропигиального мужского монастыря (Джорданвилл, штат Нью-Йорк).

Соч.: Священной памяти Вел. кнг. Елизаветы Феодоровны. Иерусалим, 1925; Сборник избранных сочинений. Джорданвилл, 1948; Нравственный облик Пушкина. Джорданвилл, 1949; Архипастырские послания, слова и речи. Джорданвилл, 1956.

Лит.: Пятидесятилетие архиерейского служения высокопреосв. митрополит Анастасия. Мюнхен, 1948; Никон (Рклицкий), архиепископ Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополит Киевского и Галицкого. Нью-Йорк, 1959-1961. Т. 5, 6, 7; Seide G. Geschichte der Russischen Orthodoxen Kirche im Ausland. Wiesbaden, 1983; Материалы по истории русского освободительного движения (1941-1945). М., 1997-1999. Вып. 1-4; Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная церковь. М., 2002; История Русской Православной церкви в XX веке (1917-1933): Материалы конференции в г. Сэнтендре. Мюнхен, 2002.   

Н. А. Артёмов.