Антимонопольное Законодательство
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, правовая форма государственного регулирования рыночных отношений; совокупность законодательных актов, ограничивающих деятельность монополий в целях создания и поддержки добросовестной конкуренции, пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Первый антимонопольный закон был принят в США в 1890 году (закон Шермана). С конца 19 века такие законы стали приниматься и в других странах с развитой рыночной экономикой (Канаде, Австралии и др.). Эти законы дополнялись, всё более ограничивая власть монополий над потребителем, их господство в производстве и на рынке. В начале 1920-х годов антимонопольное законодательство в странах Запада сформировалось окончательно как антитрестовское законодательство. После 2-й мировой войны его приняли многие страны мира. Антитрестовские положения содержатся, например, в Римском договоре 1957 года о создании ЕЭС.
Основные принципы антимонопольного законодательства сводятся к ограничению деятельности монополий в области установления монопольных цен, раздела рынка на сферы влияния, находящиеся полностью под контролем крупных монополистов, запрещения действий монополистов, ограничивающих конкуренцию. Различают две системы антимонопольного законодательства: американскую (принятую также в Японии) и европейскую (действующую и в некоторых африканских странах). Наиболее разработанной и строгой из них считается американская система. Она запрещает не только тресты и другие объединения, направленные на ограничение торговли между штатами, сдерживание конкуренции, диктат над рынком и потребителями, но также использование в конкурентной борьбе нечестных методов. В европейской системе антимонопольное законодательство запрещает не саму монополию как таковую, а злоупотребление монопольной властью. Оно исходит из того, что крупные монополистические объединения полезны для развития национальной экономики.
Реклама
В народном хозяйстве СССР монополизм был выражен в самых крайних формах, что наносило огромный вред экономике. Реформы 1990-х годов в Российской Федерации уделяли значительное внимание борьбе с монополизмом. Появление антимонопольного законодательства в Российской Федерации было обусловлено необходимостью создания юридической базы для реализации мер, обеспечивающих нормальное функционирование рынка, создание благоприятных условий для развития конкурентной среды.
Российское антимонопольное законодательство определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, ограничения конкуренции государственными органами и др. Первыми законами в области антимонопольного законодательства были Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991 год), федеральные законы «О естественных монополиях» (1995 год), «О рекламе» (1995 год), «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (1999 год). Эти законы имеют общую цель - регулирование государством поведения на рынке его участников, обеспечение конкурентной политики и осуществление контроля концентрации капитала.
Действующее антимонопольное законодательство состоит из норм Конституции Российской Федерации, Закона о конкуренции, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации (статья 8), гарантируются единство экономического пространства и поддержка конкуренции. Антимонопольное законодательство является федеральным, поскольку Конституция Российской Федерации (статья 71) относит вопросы установления правовых основ единого рынка к предмету исключительной компетенции Федерации. Положения антимонопольного законодательства опираются и на положения международных договоров, так как, согласно Конституции Российской Федерации (часть 4, статья 15), общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. В связи с этим особенно важна унификация норм антимонопольного законодательства, осуществляемая в форме международных договоров. Сотрудничество государств СНГ в области антимонопольного регулирования основывается на положениях Соглашения о принципах сближения хозяйственного законодательства (1992 год), договоров о создании Экономического союза (1993 год) и о проведении согласованной антимонопольной политики (2000 год).
Ключевым для антимонопольного законодательства является понятие «доминирующего положения» хозяйствующего субъекта, для определения которого используются количественные (доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке и рынке финансовых услуг) и качественные [возможности хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров (услуг) и конкуренцию, то есть наличие «рыночной власти», ставящей его в независимое положение от конкурентов] критерии.
Антимонопольное законодательство устанавливает верхний предел - долю на рынке (65%), наличие которой является достаточным признаком для характеристики положения хозяйствующего субъекта как доминирующего (безусловная доминанта) - и нижний предел (35%), недостижение которого исключает признание положения хозяйствующего субъекта доминирующим. В антимонопольном законодательстве закреплена концепция «совместного доминирования» (если в качестве единого хозяйствующего субъекта рассматривается группа лиц, проводящих скоординированную политику). Само по себе доминирующее положение на рынке не является для хозяйствующего субъекта предосудительным. Запрещается лишь злоупотребление этим положением («рыночной властью»).
Антимонопольное законодательство содержит общие запреты осуществлять монополистическую деятельность, а также отдельные составы нарушений, наиболее характерные для хозяйствующих субъектов. Пресечение нарушений проводится антимонопольными органами, важнейшими полномочиями которых является осуществление государственного контроля за созданием, слиянием и иной реорганизацией различных коммерческих организаций и их объединений. Антимонопольные органы при наличии предусмотренных в антимонопольном законодательстве условий проводят предварительный и последующий контроль за концентрацией производства и капитала (покупкой акций, долей, паёв в капитале хозяйственных товариществ и обществ, а также имущества). Проведение антимонопольной политики и реализация антимонопольного законодательства возлагается на Федеральную антимонопольную службу. Антимонопольное законодательство чётко отграничивает полномочия антимонопольных органов от полномочий суда и исполнительных органов государства. При осуществлении предварительного контроля за концентрацией производства и капитала антимонопольные органы дают лишь согласие на слияние и присоединение коммерческих организаций, а государственную регистрацию осуществляют другие уполномоченные органы.
Нарушение антимонопольного законодательства влечёт административную или уголовную ответственность.
Н. И. Клейн, А. И. Левин.