Ассоциативная психология

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ассоцианизм), совокупность психологии, концепций и школ 18-19 веков, в которых ассоциация считалась главным или даже единственным механизмом работы сознания. Представители ассоциативной психологии под влиянием естествознания стремились к строго детерминистскому познанию психических явлений: они видели в ассоциации всеобщий закон работы сознания, столь же строгий и проверяемый, как закон всемирного тяготения И. Ньютона.

Классическая ассоциативная психология возникла в середине 18 века после того, как Д. Юм распространил закон ассоциации на понимание всех познавательных процессов, приравняв его по значению (как принцип соединения идей в психическом мире) закону притяжения вещей в мире природы. В работах английских учёных Д. Гартли (1749 год), Т. Брауна (1820 год), Джеймса Милля (1829 год), создавших законченные системы ассоциативной психологии, ассоциация выступает объяснительным принципом для всех психических процессов - памяти, мышления, потребностей, воли. Назвав свою ассоциативную концепцию «ментальной механикой», Милль подчеркнул наиболее характерную черту ассоциативных теорий этого времени: стремление вывести все законы душевной жизни из механических по своей сути связей (ассоциаций) неделимых элементов (ощущений или представлений). Для классической ассоциативной психологии все сложные психические явления, включая деятельность сознания, вторичны и являются продуктом ассоциации этих элементов.

Реклама

С середины 19 века начался кризис теорий классической ассоциативной психологии. Закрепляется положение о невозможности свести «законы духа» к механическим законам и выдвигается требование ввести в концепции ассоциативной психологии принцип активности субъекта, Я («ментальная химия» Джона С. Милля, «творческие ассоциации» А. Бэна и др.).

В. Вундт противопоставляет ассоциации апперцепцию как творческий процесс механическому. Г. Спенсер (1855 год) пытается рассмотреть ассоциации в биологическом (эволюционном) аспекте. Г. Эббингауз (1885 год), Г. Э. Мюллер (1911-17 годы) разрабатывают экспериментальные методы исследования процесса образования ассоциаций, а также их разрушения.

В первые десятилетия 20 века ассоциативная психология как особое направление исчезло под влиянием сокрушительной критики со стороны вюрцбургской школы, гештальтпсихологии и других новых направлений психологии. Ассоциация начала рассматриваться не как исходный основополагающий принцип, а как явление, которое само требует объяснения.

Лит.: Ассоциативная психология. М., 1998; Ждан А. Н. История психологии. От античности к современности. М., 2002.

Е. Е. Соколова.