Ацтеки

АЦТЕКИ, астеки (самоназвания - науа, теночки, мешика), индейский народ в Центральной Мексике. Численность более 1 миллиона человек (2000 год, оценка). Говорят на астекских языках, большинство также по-испански. Верующие - католики.

История ацтеков подразделяется обычно на четыре периода: 1) период странствий и зависимости от более могущественных соседей, который закончился в 1325 году с приходом в долину Мехико и основанием Теночтитлана; 2) период независимости и активной экспансии (1325-1428 годы), когда ацтеки во главе союза 3 городов-государств завоёвывают большую часть Мексики; 3) период расцвета государства ацтеков (1428-1521 годы), конец которому положила испанская конкиста; 4) ацтеки после испанского завоевания (с 1521 года).

Относительно достоверная история ацтеков начинается с их ухода во 2-й половине 12 века с мифической прародины на озере Астлан - «Место цапель» (отсюда и название народа - ацтеки, астеки, то есть «жители Астлана»). После долгих скитаний ацтеки в начале 13 века пришли в долину Мехико, богатую природными ресурсами и плотно заселённую другими группами науа. Первоначально ацтеки расположились на холме Чапультепек, на западном берегу пресноводного озера Тескоко. Однако жители соседних городов и селений не пожелали смириться с жестокими грабительскими набегами ацтеков, сопровождавшимися похищением женщин. Объединённые силы Кулуакана и Ацкапоцалько разгромили ацтеков и изгнали их с Чапультепека. Ацтекский вождь был взят в плен и принесён в жертву богам победителей, большая часть ацтеков попала в зависимость от правителей города Кулуакан, которые пытались вытеснить ацтеков в непригодную для проживания местность. На земле Атетелко, где им сначала разрешили поселиться, ацтеки в течение нескольких десятилетий вели полуголодную жизнь охотников и собирателей.

Реклама

Другая земля, Тисапан, где оказалась часть ацтеков, находилась на юго-западе долины Мехико, хозяином которой считал себя Кулуакан. Неизвестно, пришли ли ацтеки в Тисапан по своей воле или по воле победителей, оттеснивших их в голую, вулканического происхождения местность и использовавших ацтеков как наёмников-сателлитов в войнах за господство над долиной Мехико. Оказавшиеся в Тисапане, ацтеки научились возделывать бесплодную землю и добывать строительный камень в окрестных горах. Кулуакан в частых войнах с соседями использовал храбрых и беспощадных ацтекских воинов. По одной из легенд, ацтеки после боя отрубили у каждого убитого врага ухо и вручили Кошкоштли целый мешок с кровавыми трофеями. Владыка Кулуакана был так потрясён, что приказал немедленно изгнать ацтеков из своих владений. Другая легенда связывает изгнание с убийством принцессы из Кулуакана, отданной в жёны ацтекскому вождю и принесённой жрецами в жертву богу весны Шипе-Тотеку.

После нового изгнания ацтеки разрешили занять район, также считавшийся малопригодным для жизни, - ещё не заселённый болотистый остров в западной мелководной части обширного озера Тескоко. Здесь они несли военную службу у новых хозяев - тепанеков из Ацкапоцалько. Около 1325 года ацтеки основали на острове свою столицу, город Теночтитлан. Выбор места во многом был обусловлен сугубо практическими соображениями: обилием рыбы и птицы, идеальными условиями для «гидравлического» земледелия (строительства «плавучих садов»), удобным сообщением на лодках и плотах по системе связанных друг с другом озёр и каналов. Но главное преимущество заключалось в том, что Теночтитлан был городом-убежищем, защищённым от врагов самой природой.

Поворотный момент в истории ацтеков наступил, когда они стали наёмниками у Тесосомока, правителя (с 1369 года) самого могущественного государства долины Мехико того времени - Ацкапоцалько. Это государство тепанеков вело политику захвата и подчинения соседних областей, в чём им помогали ацтеки - наёмники и, одновременно, данники Ацкапоцалько. Упорное сопротивление (1414-18 годы) Тесосомоку оказал лишь город-государство Тескоко, находившийся на севере долины Мехико. Когда он был повержен, ацтеки получили право сбора дани с побеждённых и стали получать от Тескоко гораздо больше, чем сами платили Тесосомоку. Это укрепило ацтеков в их отношениях с тепанеками; к тому же во главе Теночтитлана оказались зять Тесосомока - Уицилуитль (1391-1416 годы) и его внук Чимальпопока (1416-26 годы).

В 1426 году Тесосомок умер, а его царство пережило своего основателя всего на два года. Преемник Маштла тут же поссорился с ацтеками. По одной из версий, он предательски заманил к себе правителя ацтеков Чимальпопоку и приказал его убить.

Ацтеки восстали, найдя союзника в лице недавнего врага - Тескоко. Войско ацтеков возглавил их новый правитель Ицкоатль (1427-40 годы). Союзники разгромили Ацкапоцалько. Вскоре к ним присоединился город-государство Тлакопан (Такуба).

АЦТЕКИ

В 1428 году они образовали «тройственную лигу», которая к началу 16 века сумела завоевать и обложить данью почти всю территорию Мексики. Почти сорок провинций и государств платили «лиге» тяжёлую дань, сохраняя при этом известную самостоятельность во внутреннем управлении. Для поддержания системы подчинения других областей в стратегических пунктах были установлены гарнизоны, а за своевременным сбором дани следили специальные чиновники — кальпишке. Постепенно внутри «лиги» росла роль Теночтитлана. К моменту начала испанской конкисты (1519 год) правитель ацтеков фактически диктовал свою волю партнёрам по союзу. Испанское завоевание прервало процесс дальнейшего развития державы ацтеков, так и не успевшей выработать механизм полного включения всех зависимых от Теночтитлана территорий в рамки единого государства. Их «империя» оказалась эфемерным созданием и потому в считанные годы рухнула под ударами конкистадоров Э. Кортеса, нашедших поддержку у покорённых ацтеками народов.

Государство ацтеков существовало за счёт интенсивного земледелия, ремесла и торговли, а также военной добычи и регулярной дани с подчинённых областей. Двойственный характер экономики ацтеков символизировал Главный храм их столицы: на вершине ступенчатой пирамиды стояли два святилища: Тлалока - бога воды и дождя, покровителя земледелия, и Уицилопочтли - бога войны.

По берегам пресноводных озёр долины Мехико ацтеки создавали чинампы - искусственно сооружённые на мелководье длинные гряды (протяжённость 110 м, ширина 10 м) из ила со дна водоёмов и перегноя водных растений. Богатая органикой почва, постоянная влажность на уровне корневой системы растений и использование разных методов возделывания сельскохозяйственных культур обеспечивали высокую урожайность. Чинампы были окружены сетью каналов, облегчавших транспортировку грузов и людей. К моменту конкисты только в зоне Чалько (юг долины Мехико) было до 10 тысяч гектар чинамп, с которых снималось до 7 урожаев в год. Чинампы Чалько могли прокормить до 180 тысяч человек в год. Кроме того, в Теночтитлан ежегодно привозилось в виде дани до 18 тысяч тонн пищевых продуктов. Этого было достаточно для того, чтобы обеспечить питанием всё население столицы ацтеков в течение 1,5-2 лет. Покорённые народы доставляли также ювелирные изделия, яркие перья птиц, одежды и рабов.

АЦТЕКИЗрелое общество ацтеков было сильно дифференцированным. На вершине социальной пирамиды стоял верховный правитель тлатоани - «оратор», считавшийся земным воплощением богов. Он избирался узким кругом лиц из правящего рода и располагал всей полнотой власти: был главнокомандующим, верховным судьёй и руководил главными религиозными обрядами. Тлатоани жил в пышном дворце, передвигался на носилках или в паланкине, носил особую одежду и украшения, его сопровождало множество слуг.

Правитель имел в полной собственности наследственные земли, которые обрабатывали зависимые люди - майеки. Царский род и семьи прежних тлатоани пользовались высшим престижем и принадлежали к верхушке общества, образуя слой (класс) знати - пипилтин. Они занимали все главные государственные должности и обладали рядом привилегий, недоступных другим группам ацтеков. Знать не платила налогов и имела как собственные наследственные земли, так и земли по должности.

Основную массу населения составляли свободные общинники - масехуальтин, владевшие земельными наделами, получаемыми от соседской общины - кальпулли. В последней уже чётко выделялся верхний зажиточный слой в виде должностных лиц - кальпуллеки, освобождённых от уплаты налогов и обеспечивавшихся всем необходимым с особого участка земли, который обрабатывался совместно членами общины. К ним примыкали отличившиеся в боях общинники-воины: в награду за доблесть их освобождали от налогов и давали в пожизненное владение небольшие земельные участки. Почётом и некоторыми привилегиями пользовались также старики. Остальные общинники должны были платить налоги и нести различные повинности в пользу государства.

Несмотря на обилие противоречивых мнений по поводу природы кальпулли, большинство учёных считает её территориальной, соседской общиной с некоторыми пережитками общины родовой. Члены кальпулли в качестве полноправных общинников владели участками земли, которые передавались в виде наделов главам крупных семей. Наделы нельзя было сдавать в аренду и продавать, право на них терялось, если земля не обрабатывалась 3 года подряд или семья переселялась в другое место. Кальпулли отвечали за уплату налогов правителю, за выполнение трудовой повинности и др. В случае войны они выставляли в общее ополчение отряд воинов со своим начальником. Кальпулли функционировали и как религиозный институт: каждая община имела своего бога-покровителя и возводила небольшой храм. Дом главы кальпулли, общинное зернохранилище, склад оружия и культовых предметов, храм, школа для юношей размещались вокруг площади или двора, образуя центр общественной и хозяйственной жизни коллектива.

В городскую общину входили торговцы. К 16 веку они приобрели значительное влияние в государстве, имея свою организацию, богов-покровителей, собственные празднества. Торговцы платили налоги товарами.

Ещё одна чётко выраженная группа в общине — ремесленники. Они платили налоги продукцией и были освобождены от других повинностей. У ремесленников-профессионалов, живших в столице, был более высокий статус, чем у сельских земледельцев и непрофессиональных ремесленников. Ювелиры и мастера, создававшие изделия из перьев, стояли выше в общественной иерархии, чем остальные городские ремесленники, и были организованы в особые корпорации типа гильдий. Изготовлением мозаик из перьев и ювелирным делом занимались и знатные лица, жившие при дворе правителя Тескоко.

АЦТЕКИСлой зависимых людей составляли майеки и рабы-тлакохтины, которые не входили в городские или сельские общины-кальпулли, не имели прав на надел земли и не платили налогов, работая лишь на своих господ. Майеки трудились на землях знатных людей и выполняли ряд повинностей в их домохозяйстве. Они отдавали хозяевам также значительную часть урожая, собранного с выделенных в их пользование участков, которые им запрещалось покидать. Значительную группу в большинстве городов державы ацтеков составляли рабы. Они находились в рабстве пожизненно и были полной собственностью владельца. Рабы использовались для тяжёлой домашней работы и в качестве носильщиков. Им полагалось лишь самое скудное довольствие. Таким образом, к 16 веку общество ацтеков разделялось на три основных слоя (класса): знать (духовная и светская) во главе с правителем-тлатоани, свободные общинники и зависимые люди (майеки, рабы).

Каждый город или крупное селение имели своего главного судью, назначаемого лично тлатоани. Под началом судьи находился суд из трёх человек. Существовали территориальные суды, избранные самим населением. На уровне сельской общины ответственность за соблюдение порядка нёс местный чиновник с полицейскими функциями. Взяточничество наказывалось смертью. Такая же суровая кара грозила и за ряд других преступлений: воровство, самовольное изменение границ земельных участков, пьянство и так далее.

Опорой тлатоани была армия, которая включала в себя постоянную профессиональную армию, общинное ополчение и некое подобие рыцарских военных орденов - «орден Орла» и «орден Ягуара», готовивших для государства офицерский корпус. Кроме того, все зависимые области в случае необходимости должны были направить в Теночтитлан определённое количество воинов. Войска состояли из легионов или полков, насчитывавших 8 тысяч воинов и делившихся на меньшие единицы - числом около 20 человек. Каждое подразделение имело своё знамя или штандарт, украшенный яркими птичьими перьями.

С детских лет ацтеки проходили физическую и специальную подготовку. На поле боя их главная задача состояла в том, чтобы взять как можно больше врагов в плен для принесения в жертву богам Теночтитлана.

Религия ацтеков была достаточно сложной. Более всего почитались божества, связанные с земледелием (Тлалок - бог дождя, Кецалькоатль - бог ветра, давший людям маис, Шипе-Тотек - бог растительности, Уэуэтеотль - бог огня). Но главой пантеона стал Уицилопочтли - бог войны и бог Солнца. Именно с ним тесно связан обряд массовых человеческих жертвоприношений. Жреческая верхушка ацтеков превратила старый миф о сотворении мира в государственно-религиозную доктрину. Согласно её постулатам, ацтеки объявлялись избранным народом, на котором лежит ответственность за поддержание космического порядка. Для этого необходимо непрерывно обеспечивать дарами бога Солнца, поскольку с исчезновением светила прекратится жизнь на земле и все люди погибнут. Наилучшей пищей для бога Солнца были объявлены человеческие кровь и сердца. Опираясь на этот миф, ацтеки стремились захватить новые территории и привести оттуда как можно больше пленных для принесения в жертву богам. Иногда ритуал требовал, чтобы жрец рассекал грудь и извлекал из неё сердце не у пленника, а у избранного ацтека, приобщавшегося таким образом к сонму божеств.

К числу значительных достижений цивилизации ацтеков относится создание системы пиктографической письменности с элементами иероглифики (до наших дней дошли лишь немногие рукописи ацтеков доиспанского времени). Ацтеки создали также календарь, основанный на 52-летнем цикле. В конце каждого такого цикла устраивался праздник «Нового огня», чтобы обеспечить существование жизни на земле на следующий такой же период.

Ацтеки - создатели одной из самых ярких культур доколумбовой Америки. Представление о ней складывается из работ индейских и испанских авторов времён конкисты и колониального периода, из рисуночных ацтекских кодексов и археологических находок. Особенно важными были исследования остатков Главного храма ацтеков, находящихся в самом центре мексиканской столицы.

После овладения конкистадорами Теночтитланом (13.8.1521) и гибели ацтекского государства населявшие его индейцы разделили судьбу всех покорённых испанцами народов. Земледельцы-общинники превратились либо в зависимых от испанских латифундистов крестьян, либо в бесправных рабочих на рудниках, ацтекская знать была частично уничтожена, частично превращена в низшее звено системы управления колонией Новая Испания. Храмы разрушены, а на их фундаментах возведены католические церкви и дома испанских завоевателей. Ацтекское письмо предано забвению, и, чтобы считаться грамотным, индеец должен был научиться читать и писать по-испански. Начался долгий и трудный процесс формирования мексиканской нации, в которую влились и которую обогатили сохранившимися элементами своей древней культуры и ацтеки.

Архитектура и изобразительное искусство. Расцвет искусства ацтеков, развивающего традиции предшествовавших обитателей Мексиканского нагорья - толътеков, сапотеков и миштеков, относится к 14-началу 16 векам. В художественной культуре ацтеков важная роль отводилась архитектуре. Столица ацтеков - Теночтитлан - имела регулярный план и была прорезана каналами, стены которых были выложены изразцами и мозаикой. Город сообщался с материком дамбами, которые в ряде мест прерывались подъёмными мостами (подобные мосты также соединяли улицы и кварталы). Сохранившиеся постройки ацтеков - 4-гранные каменные пирамиды, строго геометрические по форме храмы со стенами, расширявшимися книзу. Главный храм в Теночтитлане (окружён каменной стеной, украшенной снаружи рельефами с изображениями змей; предположительная площадь храма 1000 м2, высота 30-35 м) - гигантская конструкция из пяти усечённых пирамид, поставленных друг на друга; на её вершине, представлявшей собой обширную площадку, располагались святилища ацтекских богов, а также каменные алтари со статуей Уицилопочтли (алтарь «Камень Солнца», диаметром 3,5 м, с изображениями, посвящёнными истории мира с момента его сотворения, ныне хранится в Национальном музее антропологии в Мехико). Сохранились остатки стенных росписей, каменных и деревянных рельефов, оформлявших храмы ацтеков, — статичные, плоскостные изображения божеств и торжественных процессий воинов.

В скульптуре ацтеков, наряду с монументальными статуями богов из базальта и андезита (статуя богини земли и плодородия Коатликуэ, рельеф с изображением богини Луны Койольшаухки, «Камень Тисока»), изваянными в обобщённых формах, встречаются выполненные вполне натуралистично головы воинов (голова «Воина-орла», «Голова мёртвого»), выразительные каменные или керамические фигурки рабов, детей, животных. Зооморфными и антропоморфными скульптурами украшены храмы в Малиналько и Тенаюке в окрестностях Мехико.

Высокого мастерства достигли ацтеки в искусстве обработки камня и металла. Из камня (обсидиана и кремня) делались орудия труда и оружие. Металл (медь, золото) шёл на изготовление украшений и ритуальных предметов. Из художественных ремёсел особенно ценилось производство ювелирных украшений из золота, серебра и полудрагоценных камней - нефрита, опала, аметиста. Также были распространены мастерски выполненные украшения из перьев, полихромная керамика, мозаика из камня и раковин, вазы из обсидиана, ткацкое ремесло.

Традиционная устная культура. Испанские хронисты 16-18 веков оставили описания культовых церемоний (основанных на годовом круге из 260 дней и из 360 дней) и общественных праздников ацтеков (митотес), а также записи текстов песен и барабанных ритмов. Пение в сопровождении инструментов и танцы были нераздельны и обозначались общим термином «куикатль». Музыке и танцу юноши и девушки обучались в специальных школах (куикакали). Среди жанров: священные гимны, победные оды, песни-восхваления (сохранился текст песни в честь Тланацепана - брата Моктесумы II, прославляющей его как воина, певца, танцора и барабанщика), песни на мифологические и исторические сюжеты, песни-поучения, песни об исцелении больных; народные песни - колыбельные, любовные, траурные, песни-подражания птицам. Песни-танцы, связанные с культом, были строго регламентированы; от музыкантов и танцоров, олицетворявших собой божества, требовалось безупречное качество исполнения (ошибка каралась смертью). Музыкальные инструменты: духовые (тлапитцали) - флейты (в том числе многоствольные), трубы (в том числе раковина атекоколи); ударные, среди которых важнейшие - тепонацтли (горизонтальный щелевой барабан) и уэуэтль (вертикальный цилиндрический барабан с кожаной мембраной; посвящён богу огня), использовавшиеся обычно одновременно. После испанского завоевания песни-танцы ацтеков испытали влияние европейской и африканской культуры.

Культура современных ацтеков. Традиционная культура ацтеков типична для индейцев Центральной Америки, в наибольшей степени сохранилась у тлауика в штате Морелос. Современные ацтеки занимаются ручным и пашенным земледелием (подсечно-огневым, в долинах рек - поливным, на озёрах долины Мехико - на чинампах). Среди женщин развито домашнее узорное ткачество на вертикальных ручных станках (особенно в штате Пуэбла), среди мужчин - на станках европейского типа; производство расписной керамики, глиняной скульптуры (штаты Пуэбла, Мехико, Идальго), плетение (корзины, циновки, сумки из разноцветной соломы, волокон агавы, пальмовых листьев). Сохраняются культы духов-хранителей, вера в оборотней-науалей, магию, личную жизненную силу, определяющую судьбу человека (тональ), очистительные ритуалы (лимпии), жертвоприношения умершим, приуроченные к дню Всех Святых (цветы, свечи, пирожки-тамаль из кукурузной муки, завёрнутые в кукурузные или банановые листья) и др. Каждая деревня имеет своих профессиональный знахарей-предсказателей (тламатикиме - знающие). Распространены былички, шуточные рассказы, этиологические легенды, шуточные песни, религиозные гимны, заклинания. Сохраняются доиспанские музыкальные  инструменты, распространены также струнные.

С 1980-х годов усиливается сезонная и постоянная миграция ацтеков в другие районы Мексики, особенно в города (Мехико, Монтеррей, Тампико, Поса-Рика, Матаморос и др.), а также в приграничные штаты США. Мигранты работают по найму в сельском хозяйстве, строительстве, сфере обслуживания и др. Сформировалась интеллигенция. Играют ведущую роль в организациях: Организация профессиональных служащих аборигенов науа, Организация народов Центрального нагорья, «Объединённые комунерос Мильпа-Альты», Региональная организация западного побережья, Союз поселений Морелоса.

Лит.: Вайян Дж. История ацтеков. М., 1949: Covarrubias М. Indian art of Mexico and Cen­tral America. N. Y., 1957; Леон-Портилья М. Философия нагуа. М., 1961; Кинжалов Р. В. Искусство древней Америки. М., 1962; Mar­ti S. Alt-Amerika. Lpz., 1970; Stevenson R. Music in Aztec and Inca territory. Berk. а. o., 1976; The Aztec Templo Mayor / Ed. E. H. Boone. Wash., 1986; Caso A. El Pueblo del sol. Méx., 1989; Aztec imperial strategies. Wash., 1993; Баглай В. Е. Ацтеки: История, экономика, социально-политический строй. М., 1998; Сустелъ Ж. Ацтеки. М., 2003.

В. И. Гуляев (история); О. В. Фраёнова (традиционная устная культура); А. В. Калюта (современная культура).