Аудит

АУДИТ (от латинского auditus - слушание, выслушивание, английский - audit), предпринимательская деятельность по проведению независимой проверки бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчётности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц). Цель аудита - формирование объективного мнения о достоверности финансовой отчётности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта законодательным нормам. При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой отчётности, позволяющая её пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц.

Сопутствующие аудита услуги: постановка, восстановление, ведение, автоматизация бухгалтерского учёта и внедрение информационных технологий; налоговое, управленческое и правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам; анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование; оценка стоимости имущества предприятий как имущественных комплексов и предпринимательских рисков; проведение маркетинговых исследований научно-исследовательских и экспериментальных работ, связанных с аудиторской деятельностью, разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов; обучение специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью; оказание других аудиторских услуг.

Реклама

Возникновение и становление аудита. Первоначально аудит означал практику слушания отчётов должностных лиц о доходах, расходах, сборе налогов и т.п. гражданами (в основной массе не умеющими читать), участвующими в обсуждении указанных отчётов (народное собрание в Древних Афинах, Сенат в Римской республике и т.п.). Впоследствии аудит стал превращаться из процесса слушания в детальный анализ учётных записей и отчётов о хозяйственной деятельности.

Аудит проводят аудиторские организации и индивидуальные аудиторы. Они не имеют права осуществлять иные виды предпринимательской деятельности. Аудитор - физическое лицо, отвечающее установленным требованиям и имеющее квалификационный аттестат. Он может осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации, привлекаемого к работе аудиторской организацией на основе гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя. При выполнении своих обязанностей аудиторы руководствуются нормами, установленными профессиональными объединениями, а также следующими принципами: независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и поведение, добросовестность, конфиденциальность.

Аудиторская организация осуществляет свою деятельность после получения лицензии. Она может быть создана в любой организационно-правовой форме, кроме акционерного общества. Не менее 50% её кадрового состава должны составлять граждане Российской Федерации и не менее 75% - если руководитель организации иностранный гражданин. В штате аудиторской организации должно быть не менее пяти аудиторов.

Аудиторская организация и аудиторы обязаны документально оформлять все сведения, подтверждающие аудиторское мнение, а также доказательства аудиторской проверки в соответствии с федеральными стандартами по аудиту. Объём документации по каждой аудиторской проверке аудиторы определяют сами, руководствуясь своим профессиональным мнением. Они также должны планировать свою работу с целью её координации и рационального распределения между отдельными работниками, составлять и документально оформлять программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объём запланированных аудиторских процедур, представляющую собой набор инструкций и являющуюся средством контроля за выполнением работы.

Аудиторская проверка включает процедуры: инспектирование (проверка записей, документов или материальных активов), наблюдение (отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами), запрос (письменный или устный), пересчёт (проверка арифметических расчётов аудируемого лица) и аналитические процедуры (анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей с целью выявления ошибок и искажений, а также их причин).

В зависимости от конкретных условий проверка финансово-хозяйственной деятельности может быть сплошной или выборочной. Сущность аудиторской выборки заключается в отборе по определённым правилам элементов для формирования проверяемой совокупности в виде отдельных документов, записей и тому подобное. Выборочная проверка может быть двух видов: на соответствие (установление частоты нарушений норм внутреннего контроля в отчётном периоде) и по существу (стоимостная оценка нарушений внутреннего контроля).

Виды аудита. В соответствии с требованиями законодательства различают обязательный и инициативный аудит. Обязательный аудит предусмотрен законодательными актами; проводится в открытых акционерных обществах, кредитных и страховых организациях, товарных и фондовых биржах, инвестиционных фондах; в организациях, государственных унитарных предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, выручка которых за один год в 500 тысяч раз превышает установленный минимальный размер оплаты труда (МРОТ) или сумма актива баланса на конец отчётного года в 200 тысяч раз превышает МРОТ; в ряде других организаций и у предпринимателей в соответствии с законодательством. При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.

Инициативный аудит проводится по просьбе экономического субъекта (руководства, собственников, акционеров и т.п.). Он является добровольным, его масштабы и характер определяются заказчиком.

По отношению к пользователям различают внешний и внутренний аудит. Внешний аудит осуществляется сторонней аудиторской фирмой или индивидуальным аудитором, а внутренний аудит - работниками организации, основным назначением которых являются проверка и оценка работы этой организации и её структурных подразделений с целью повышения эффективности их деятельности.

В зависимости от проверяемых объектов различают аудит: общий, банковский, страховых организаций, бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов. На осуществление всех этих видов аудита необходимо иметь лицензии.

Основная цель обязательного аудита - формирование объективного мнения аудитора о достоверности финансовой отчётности аудируемого лица, изложенного в аудиторском заключении.

Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой отчётности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой отчётности аудируемого лица и соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта законодательству Российской Федерации. Включает: наименование, сведения об аудиторской организации (аудиторе) и аудиторском лице, вводную часть, части, описывающие объём аудита, мнение аудитора, дату аудиторского заключения и подпись аудитора.

Аудиторское заключение бывает безоговорочно положительным или модифицированным. Безоговорочно положительное заключение означает, что финансовая (бухгалтерская) отчётность даёт достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учёта и подготовки финансовой отчётности. Модифицированное заключение может быть: не влияющим на достоверность финансовой отчётности, с оговоркой, с отказом от выражения мнения, отрицательным.

Нормативные документы по аудиту представляют собой четырёхуровневую систему. Законодательные акты, указы Президента, постановления Правительства относятся к документам первого уровня.

Документы второго уровня - федеральные правила (стандарты), в которых изложены единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Федеральные правила утверждаются Правительством Российской Федерации и обязательны для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц. Утверждено 11 правил (стандартов) первой и второй очереди (2004 год). Они разработаны на основе международных стандартов по аудиту и максимально приближены к ним.

К документам третьего уровня относятся внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты отдельных министерств и ведомств по вопросам организации и осуществления аудита, а четвёртого уровня — собственные стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, разрабатываемые ими на основе нормативных документов первых трёх уровней и собственной практики.

Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности - Министерство финансов Российской Федерации. Его основные функции: издание нормативных правовых актов; организация разработки и представление на утверждение правительству федеральных правил (стандартов), контроль за их соблюдением; организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, лицензирования, системы надзора за соблюдением лицензионных требований; определение объёма и порядка представления отчётности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, учебно-методических центров, профессиональных аудиторских объединений и аккредитация последних.

Аудиторская проверка. При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы имеют право самостоятельно определять формы и методы проведения аудита, проверять в полном объёме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, получать у них разъяснения в письменной и устной форме, отказаться в установленных законом случаях от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой отчётности в аудиторском заключении. Обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов: осуществление аудиторских проверок в соответствии с законодательством Российской Федерации; предоставление аудируемому лицу информации о требованиях законодательства, а также о нормативных актах, на основании которых делаются замечания и выводы аудиторов; обеспечение сохранности используемых документов, неразглашение их содержания без согласия аудируемого лица; передача аудируемому лицу в установленный договором срок аудиторского заключения.

Аудируемое лицо обязано создавать аудиторам условия для своевременного и полного осуществления аудиторских проверок, предоставлять им необходимую информацию и документацию, давать письменные и устные разъяснения, оперативно устранять выявленные нарушения правил ведения бухгалтерского учёта и составления финансовой отчётности, своевременно оплачивать аудиторские услуги.

Аудит не может осуществляться: аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учёта и составление финансовой отчётности; состоящими в близком родстве с указанными выше лицами, а также лицами, оказывавшими в течение трёх лет, предшествующих аудиторской проверке, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учёта и составлению финансовой отчётности.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества аудиторских проверок. Внешняя проверка осуществляется силами уполномоченного федерального органа или он может делегировать это право аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений. Уклонение от внешней проверки качества работы или непредоставление необходимой для проверки информации может служить основанием для аннулирования лицензии. При выявлении нарушений требований нормативных правовых актов или федеральных правил аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщать об этих фактах уполномоченному федеральному органу, который вправе аннулировать квалификационный аттестат аудитора и лицензию.

Историческая справка. Профессия независимого бухгалтера-аудитора возникла в 19 веке. В Великобритании закон об обязательном аудите  был принят в 1862 году, во Франции - в 1867 году, в США - в 1937 году. В России первая аудиторская фирма создана в 1987 году («Интераудит»). Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 утверждены Временные правила аудиторской деятельности, определившие государственное регулирование аудита. Образованы Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, которая одобрила 38 правил (стандартов) аудиторской деятельности, составивших методологическую основу российского аудита, и три комиссии по лицензированию этой деятельности - Министерства финансов России, Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (позднее они объединены в одну) и Центрального банка (ЦБ) Российской Федерации. За 1994-2000 годы выдано 23 600 лицензий на право осуществления аудиторской деятельности и 36 500 квалификационных аттестатов. В 2001 году приняты Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», несколько постановлений Правительства Российской Федерации и ряд других нормативно-правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в России и её интеграции в международную аудиторскую систему.

При Министерстве финансов Российской Федерации в 2002 году создан Совет по аудиторской деятельности в составе 54 человек из представителей министерства, государственных органов, ЦБ Российской Федерации, аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, научных и других организаций, вузов, пользователей аудиторских услуг. На середину 2004 года при Минфине Российской Федерации аккредитовано семь профессиональных аудиторских объединений: Аудиторская палата России, Московская аудиторская палата, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество», Институт профессиональных аудиторов, Российская коллегия аудиторов, Национальная федерация консультантов и аудиторов и Институт профессиональных бухгалтеров России. В апреле 2003 года объединения подписали Соглашение о взаимодействии по вопросам развития аудита в России, а в октябре принято решение о необходимости создания единого всероссийского профессионального аудиторского объединения.

На начало 2004 года в Российской Федерации действовало более 30 тысяч квалификационных аттестатов и 7600 лицензий. Функционируют более 3000 аудиторских организаций: зарубежные (около 20), российские крупные (около 15), средние (около 40), небольшие (около 3000). На их долю приходится соответственно примерно 70%, 20%, 5%, 5% общего объёма выручки за аудиторские и сопутствующие услуги.

Совершенствуется нормативная база аудита. Подготовлены проекты изменений и дополнений в Федеральные законы «Об аудите» и «О бухгалтерском учёте», а также проект Закона «О консолидированной финансовой отчётности», предусматривающий проведение обязательным аудит отчётности, составленный по международным стандартам финансовой отчётности.

Лит.: Аудит Монтгомери / Под редактор Я. В. Соколова. М., 1997; Международные стандарты аудита. Кодекс этики Международной федерации бухгалтеров. М., 2000; Опыт развития и регулирования аудиторской деятельности: (На примере Швеции и России) / Под редактор А. В. Крикунова. СПб., 2000; Аудит. М., 2002; Шеремет А. Д., Суйц В. П. Аудит. 3-е изд. М., 2002; Аудит / Под редактор В. Н. Подольского. 3-е изд. М., 2003.

Н. П. Кондраков.