Аварцы

АВАРЦЫ (самоназвание - мaгIapyлaл), один из дагестанских народов в России. Численность 814,5 тысяч человек (2002 год, перепись). Живут главным образом в Дагестане (758,4 тысяч человек), а также в Чечне (4,1 тысяч человек), Ставропольском крае (7,2 тысяч человек), Астраханской области (4,2 тысяч человек) и др. Расселены также на северо-западе Азербайджана (Белоканский и Закатальский районы - 50,9 тысяч человек; 1999 год, перепись), в Грузии (в основном в Кварельском районе), Казахстане, Турции и др.

Ранее в число аварцев включались арчинцы, андийские народы и цезские народы. Говорят на аварском языке, большинство также на русском языке, в Азербайджане - на азербайджанском языке. Верующие - мусульмане-сунниты.

Традиционно аварцы жили в горном Дагестане, в бассейне рек Аварское Койсу, Андийское Койсу и Кара-Койсу. С их предками связывают известные со 2-й половины 1-го тысячелетия до нашей эры племена легов, гелов, каспиев, утиев и других. С 5 века нашей эры территория аварцев известна как царство Серир, в 12-13 веках образовалось Аварское ханство и до 40 «вольных обществ», в 18 веке часть их была в составе Мехтулинского ханства. В середине 20 века часть аварцев переселена на равнину (Кизилюртовский, Хасавюртовский, Кизлярский районы). Сохраняют значение родственные (в прошлом эндогамные) объединения (тухум, тлибил). В 1980-х годах возникло этнополитическое движение, крупнейшая организация - Аварское народное движение имени имама Шамиля.

Реклама

Традиционная культура аварцев типична для народов Северного Кавказа (смотри в статье Азия). В народном искусстве развиты: изготовление серебряных украшений и оружия (сёла Согратль, Ругуджа, Чох, Гоцатль, Гамсутль, Унцукуль); ковровое дело - ворсовые и безворсовые, войлочные ковры, перемётные сумки (хурджины), подушки и др. (Хунзахский и Тляратинский районы); плетение циновок (чибта) из шерсти с добавлением осоки; узорное вязание из шерсти (обувь, носки), ткачество (сёла Корода и Ругуджа); резьба по дереву и камню (сёла Ругуджа, Чох и др.) - архитектурный орнамент, надгробия и др. С конца 19 века получает мировую известность изготовление трубок, тростей, сосудов, шкатулок из кизилового дерева с насечкой из серебра, меди, позднее мельхиора (особенно в селе Унцукуль).

Основной жанр фольклора - героические песни («Сражение с Надир-ханом» и др.), характерны также исторические песни и песни-плачи (входят в мужской репертуар, поются с инструментальным сопровождением). Выделяются лироэпические песни лахъи балай («длинная песня»), женские песни - колыбельные, любовные, плачи-причитания. Песни одноголосны, ладовая основа - диатоника. Традиционные музыкальные инструменты: щипковые тамур и чугур, смычковый чагана; духовые - флейты шантых и лалу, пастуший парный язычковый лалаби, язычковые ясты-балабан, зурна; ударные - бубен тэп, барабан гавал. Распространилась так называемая азиатская гармоника комуз (завезена в 19 веке русскими солдатами) и балалайка (с середины 20 века).

Лит.: Ханукаев Х., Плоткин М. Дагестанская народная музыка. Махачкала, 1948; Атаев Б. М. Аварцы. История. Язык. Письменность. Махачкала, 1996; Народы Дагестана. М., 2002.

А. И. Исламмагомедов, Г. А. Сергеева; М. И. Шилакадзе (фольклор).

Связанные статьи