Багдадская железная дорога

БАГДАДСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, железнодорожная линия, соединяющая Босфор с Персидским заливом. Притязания Германии на её строительство и эксплуатацию в конце 19-начале 20 веков привели к резкому обострению противоречий между великими державами. Багдадская железная дорога рассматривалась Германией в качестве инструмента подчинения своему влиянию Османской империи и достижения далеко идущих геополитических целей: подрыва позиций Великобритании на Ближнем и Среднем Востоке и в Индии, России на Кавказе, в Иране и Средней Азии. Установление Германией контроля над железнодорожным сообщением от Берлина до Багдада позволяло ей также усилить своё влияние в зоне Черноморских проливов.

В 1888 году германский «Дойче банк» приобрёл концессию на продление до Анкары выкупленной им у Турции железнодорожной линии Стамбул - Измит (построена в 1871 году). В 1893 году тот же банк получил новую концессию на продолжение этой линии (участок Эскишехир - Конья). В 1899 году, после визита германского императора Вильгельма II в Османскую империю, турецкое правительство согласилось предоставить Германии концессию на строительство и эксплуатацию основной магистрали Багдадской железной дороги (Конья - Багдад - Басра). В 1903 году в результате переговоров между турецким правительством, германским послом в Стамбуле и Оттоманским обществом Анатолийских железных дорог, созданным в 1899 году группой германских банков под эгидой «Дойче банк», был подписан окончательный текст конвенции о сооружении Багдадской железной дороги. Концессия охватывала железнодорожную сеть протяжённостью 2400 км, состоявшую из магистральной линии и многочисленных веток, в том числе на Алеппо, Ханекин и к Персидскому заливу.

Реклама

В ответ на приобретение Германией концессии на строительство и эксплуатацию Багдадской железной дороги британское правительство предприняло шаги по расширению своего присутствия в бассейне Персидского залива с целью предотвратить выход к нему Германии. Правительство России в апреле 1900 года добилось от Турции подписания секретного соглашения, по которому та обязалась не предоставлять третьей державе железнодорожных концессий в Северной и Северо-Восточной Анатолии. Тем самым путь к кавказской границе России для Германии был закрыт. Одновременно правительства Великобритании, России и Франции воспрепятствовали повышению Турцией таможенных пошлин, чем затруднили выплату высоких дивидендов акционерам Багдадской железной дороги.

Чтобы преодолеть сопротивление со стороны Великобритании, России и Франции, Германия была вынуждена заключить с ними компромиссные соглашения. В мае 1899 года было подписано франко-германское соглашение, по которому к участию в строительстве Багдадской железной дороги допускался французский капитал. С Россией Германия заключила Потсдамское соглашение 1911 года. По нему Германия отказалась от проникновения в Иран, Россия со своей стороны обязалась не противодействовать строительству Багдадской железной дороги. В июне 1914 года был парафирован англо-германский договор, в соответствии с которым Великобритании передавалось руководство строительством южного участка магистрали от Багдада до Басры. Эти соглашения и договоры помогли развязать один из главных узлов противоречий в отношениях между ведущими европейскими державами, усиленно готовившимися к войне, однако не сняли международной напряжённости.

К началу 1-й мировой войны были сданы в эксплуатацию 600 км Багдадской железной дороги: на севере закончено строительство участка Конья - Рас-эль-Айн (к 1919 году участка Рас-эль-Айн - Нусайбин), на юге - участка Багдад - Самарра. Сооружение участка Нусайбин - Самарра, завершившего Багдадскую железную дорогу, проведено в 1934-41 годах частными британскими и французскими компаниями.

После 1-й мировой войны Багдадская железная дорога в значительной степени утратила политико-стратегическое значение. Магистраль, разделённая на три части, перестала быть единым предприятием. Участок Конья - Бозанти перешёл к Турции, участок Бозанти - Нусайбин сдан в концессию французской компании (впоследствии перешёл к Сирии), участок Багдад - Самарра включён в состав иракских железных дорог.

Лит.: Бондаревский Г. Л. Багдадская дорога и проникновение германского империализма на Ближний Восток (1888-1903). Таш., 1955; Lodemann J. Die Bagdadbahn. Geschichte und Gegenwart einer berehmten Eisenbahnlinie. Mainz, 1989; Туполев Б. М. Германский империализм в борьбе за «место под солнцем». М., 1991.

Б. М. Туполев.