Белинский Виссарион Григорьевич

Белинский Виссарион ГригорьевичБЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич [30.5(11.6).1811, крепость Свеаборг, ныне Суоменлинна, район Хельсинки - 26.5(7.6).1848, Санкт-Петербург], русский литературный критик, теоретик и историк литературы. Родился в семье флотского врача, ранние годы провёл в Кронштадте. Окончил народное училище в городе Чембар (ныне город Белинский) Пензенской губернии; учился в Пензенской гимназии (1825-29 годы, не окончил), на словесном отделении философского факультета Московского университета (1829-32 годы, отчислен за неуспеваемость и пропуски занятий, в том числе по болезни). Первое завершённое литературное произведение Белинского - антикрепостническая драма «Дмитрий Калинин» (1830 год) - запрещено к изданию цензурой. Дебютировал в печати в 1831 году балладой «Русская быль» и рецензией на анонимную брошюру «О Борисе Годунове, сочинении Александра Пушкина. Разговор». В 1833 году вошёл в кружок Н. В. Станкевича, где познакомился с идеями немецкой классической философии, оказавшей значительное влияние на формирование мировоззрения Белинского. В 1833-36 годах сотрудничал как переводчик и рецензент в журнале «Телескоп» и газете «Молва», в которой была опубликована первая значительная литературно-критическая работа «Литературные мечтания. Элегия в прозе» (1834 год). Редактировал журнал «Московский наблюдатель» (1838-39 годы), возглавлял отдел критики и библиографии в журнале «Отечественные записки» (1839-46 годы). В 1847 году выезжал на лечение (туберкулёз лёгких) за границу. В 1847-48 годах сотрудник журнала «Современник».

Реклама

Белинский развил романтичные представления о сущности литературы, которая «непременно должна быть... выражением-символом внутренней жизни народа» («Литературные мечтания»). Анализируя ранние произведения Н. В. Гоголя [«О русской повести и повестях г. Гоголя ("Арабески" и "Миргород")», 1835 год], обратил внимание на «поэзию жизни» как важнейший предмет искусства и дал определение «реальной поэзии», призванной «потрясать души» верным изображением жизни. Белинский осмыслил литературную критику как приложение теории («законов изящного») к художественной практике («О критике и литературных мнениях "Московского наблюдателя"», 1836 год), а внутреннюю логику литературного развития - как плодотворное взаимодействие художественного творчества и критики; определил гениальность как способность художника открывать «новые сферы» в искусстве («Речь о критике», 1842 год). Белинский указал на значение «обличительного направления» в литературе, которое изображением «низкого и пошлого жизни» вызывает в читателе «тоску по идеалу» («Русская литература в 1843 г.», 1844 год) и устремляет общество к прекрасному «путём отрицания» всего безобразного («Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым», 1846 год). Связав это направление с творчеством писателей натуральной школы, Белинский дал её теоретическое обоснование в статье «Взгляд на русскую литературу 1846 г.» (1847 год). В цикле из 11 статей под общим заглавием «Сочинения Александра Пушкина» (1843-46 годы) Белинский представил творчество поэта как закономерный итог всего предшествовавшего развития русской литературы, наметив пути к историзму в понимании художественных явлений. В «Письме к Гоголю» (1847 год) осудил монархические иллюзии писателя и выступил с резкой критикой самодержавия и крепостнических порядков в России. Белинский выделил в отечественной словесности 18 - 1-й половины 19 века два ведущих направления: одно придерживалось реальной действительности (начало ему положил А. Д. Кантемир), другое - стремилось к идеалу, выступая «глашатаем всего высокого и прекрасного» (у его истоков стоял М. В. Ломоносов), эти направления «часто сливались» в творчестве Г. Р. Державина и окончательно «слились в один поток» в поэзии А. С. Пушкина («Взгляд на русскую литературу 1847 г.», 1848 год). Белинский развивал мысль о социальном назначении литературы, её призвании быть «сознанием общества» и активно участвовать в преобразовании русской жизни («Русская литература в 1840 г.», 1841 год, и др.). В ряде статей и рецензий Белинский дал глубокий анализ творчества Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, И. С. Тургенева, раннего Ф. М. Достоевского и др.

Соч.: Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1953-1959; Собр. соч.: В 9 т. М., 1976-1982.

Лит.: Пыпин А.Н. Белинский, его жизнь и переписка. 2-е изд. СПб., 1908; Нечаева В. С. В. Г. Белинский. (Книга 1]: Начало жизненного пути и литературной деятельности (1811-1830). М., 1949; [Книга 2]: Учение в университете и работа в «Телескопе» и «Молве» (1828-1836). М., 1954; [Книга 3]: Жизнь и творчество (1836-1841). М., 1961; [Книга 4]: Жизнь и творчество (1842-1848). М., 1967; Гуляев Н. А. В. Г. Белинский и зарубежная эстетика его времени. Казань, 1961; Филатова Е. М. Белинский. М., 1976; Соболев П. В. Эстетика Белинского. М., 1978; Егоров Б. Ф. Литературно-критическая деятельность В. Г. Белинского. М., 1982; Курилов А. С. В. Белинский. М., 1985; Тихонова Е. Ю. Мировоззрение молодого Белинского. 2-е изд. М., 1998; она же. Белинский в споре со славянофилами. М., 1999; она же. Человек без маски. Личность В. Г. Белинского в его переписке. М., 2002; Карпенко Г. Ю. Возвращение Белинского. Самара, 2001.

А. С. Курилов.