Белорусы

Белорусы БЕЛОРУСЫ (самоназвание - беларусы), восточнославянский народ, основное население Белоруссии (наибольший процент составляют в южной, центральной и  восточной областях). Численность 7,9 миллионов человек (2004 год, оценка). Живут также в России (808 тысяч человек, 2002 год, перепись, в том числе в Москве — 59,4 тысяч человек, Московской области - 42,2 тысяч человек, Санкт-Петербурге - 54,5 тысяч человек, Ленинградской области - 26,3 тысяч человек, Карелии - 37,7 тысяч человек, Мурманской области - 20,3 тысяч человек, Смоленской области - 16,2 тысяч человек, Ростовской области - 26,6 тысяч человек, Краснодарском крае - 26,3 тысяч человек, Тюменской области - 36,0 тысяч человек, Челябинской области - 20,4 тысяч человек), Украине (275,9 тысяч человек, 2001 год, перепись), Польше (около 250 тысяч человек), Литве (42,9 тысяч человек, 2001 год, перепись), Латвии (97,1 тысяч человек, 2000 год, перепись), Эстонии (16,5 тысяч человек, 2000 год, перепись), Казахстане (111,9 тысяч человек, 1999 год, перепись), США, Канаде, Аргентине, Австралии, Великобритании, Франции и др. Общая численность около 11 миллионов человек. Говорят на белорусском языке. Распространены также русский, польский, литовский языки. Верующие преимущественно православные, около 20% - католики.

Реклама

В состав белорусов вошли восточнославянские племена (кривичи, дреговичи, радимичи), расселившиеся на территории Белоруссии в 9-10 веках (основные группировки - в Подвинье и на Припяти) и ассимилировавшие местное балтское население. Формирование белорусов началось в 13-14 веках в западнорусских землях, вошедших в состав Великого княжества Литовского. Сложились основные локальные группы белорусов: руськие, или русины, - в Восточной Белоруссии (которая позже будет называться Белой Русью); полешуки - в Полесье, в бассейне Припяти; литвины - в Северо-Западной Белоруссии (между реками Неман и Вилия). Западный диалект древнерусского языка («русский» язык) - предок белорусского языка - выполнял роль официального языка (до 2-й половины 17 века), в 1-й трети 16 века Ф. С Кориной на нём было начато книгопечатание, достигшее значительного размаха во 2-й половине 16 - начале 17 веков. К началу 20 века этноним «белорусы» вытеснил локальные самоназвания, хотя обозначения белорусов как «православные», «тутейшие» («местные») сохранялись до 2-й половины 20 века. Формирование белорусов происходило в условиях противоречий между православием, католичеством и униатством, полонизации в эпоху Речи Посполитой (особенно в среде шляхты) и русификации в составе России. Во 2-й трети 17 - 1-й четверти 18 веков в ходе русско-польских войн 17 века и Северной войны 1700-1721 годов значительные группы белорусов были переселены в Россию и на Правобережную Украину. По переписи 1897 года в западных губерниях белорусов насчитывали 5,4 миллионов человек (63,4%).

С середины 19 века растёт интерес к белорусской культуре; развиваются краеведение, этнография и фольклористика (А. М. Сементовский, Ю. Ф. Крачковский, И. И. Носович, Н. Я. Никифоровский, П. М. Шпилевский, П. В. Шейн, Е. Р. Романов, М. В. Довнар-Запольский, Е.Ф. Карский и др.), просветительская деятельность. В 1867 году в Вильно открыт Северо-Западный отдел РГО, в 1902 году в Могилёве возникло Общество по изучению  Белорусского края и историко-этнографический музей, в 1912 году - Минское общество любителей природоведения, этнографии и археологии. В 1906 году в Санкт-Петербурге появляется белорусское издательство, издаются первые книги и газеты на белорусском языке. С 1924 года стала проводиться программа «белорусизации», закрепившая приоритет белорусского языка в преподавании, официальном делопроизводстве, книгоиздательстве и др. В 1926 году белорусы составляли 80,6% населения Белоруссии. В конце 1920-х годов политика белорусизации была свёрнута, представители белорусской интеллигенции подверглись репрессиям. В Западной Белоруссии, входившей в состав Польши (1921-39 годы), продолжилась полонизация белорусов. Одновременно возникали этнополитические организации белорусов:  Белорусский национальный комитет ( Белорусское национальное объединение),  Белорусский крестьянский союз,  Белорусский институт хозяйства и культуры и др. Во 2-й половине 1980-х годов возрождается этнокультурное и политическое движение белорусов, действуют культурные и просветительские организации (минский клуб «Талака», гродненский «Походня», литературное объединение «Тутэйшыя» и др.).  Белорусские организации существуют также в Польше, Литве, России, Молдавии, США и др.

Выделяются историко-этнографические районы Белоруссии: Поозерье (север), Поднепровье (восток), Центральная Белоруссия, Понеманье (северо-запад), Восточное и Западное Полесье. Основное традиционное занятие - земледелие (рожь, лён). Основное пахотное орудие - соха (местные разновидности: полесская, литовская, или подляшская, в которую впрягалась пара волов, - с сошниками, поставленными под углом; более лёгкие витебская и поднепровская - одноконные, с перекладной полицей). Из промыслов были развиты: бортничество, гонка смолы и дёгтя (Полесье и Поднепровье), плетение рогож и циновок из лыка (Чериковский и Рогачёвский уезды Могилёвской губернии, Бобруйский, Борисовский уезды Минской губернии), колёсное (Чаусский, Могилёвский, Оршанский, Гомельский уезды Могилёвской губернии, Брестский уезд Гродненской губернии), гончарное (например, изготовление белоглиняной керамики с росписью ангобом - в селе Городная, чернолощёной - в сёлах Пружаны, Ружаны, Порозово Брестского уезда), шаповальное (Чаусский, Мстиславский, Рогачёвский уезды Могилёвской губернии) производство, обработка кожи и меха (Могилёв, Витебск, Мозырь, Сморгонь, Шклов), плетение (в том числе лозовой мебели - в Могилёвской  губернии, соломенных иконостасов - сохранилось несколько царских врат начала 19 века из Западного Полесья), ткачество (узорные полотенца-ручники, скатерти-абрусы из белёных и суровых нитей), вышивка (основные техники - набор и счётная гладь красным и чёрным цветом), производство глиняной игрушки и др. В конце 15 — начале 20 веков ремесленники в городах объединялись в цехи. В Понеманье была развита деревянная скульптура, близкая к литовской и польской, в Поднепровье - архитектурная резьба (мастера из Орши и Шклова работали в 17 веке в Москве - в Кремле, Новодевичьем монастыре, Коломенском), в Западной Белоруссии - изготовление резных прялок. Расписные писанки (белый узор на красном, чёрном или коричневом фоне) близки по стилю к писанкам Украинского Полесья, литовским и польским. С конца 19 века развивалась роспись сундуков (куфры), в 1920-50-е годы в Брестском Полесье - кистевая роспись мебели. Известна роспись масляными и клеевыми красками по полотну (дываны).

Поселения на севере и северо-востоке - в основном малодворные кучевые, в Поднепровье - крупные скученные планировки. Традиционное жилище - срубная изба (хата), на юге (в Полесье) - наземная, с глинобитным полом, далее к северу - на подклете; состояла из жилого помещения (хаты), к которому могли пристраиваться сени, холодная клеть (камора, свирна), служившая кладовой и спальней для молодёжи, или другая хата. Клеть, или истопка (варыуня, имшаник), обогревавшаяся печью-каменкой или жаровней, могла отдельно ставиться во дворе. В Восточной Белоруссии (к востоку от реки Березина) и Поозерье были распространены бани (лазни). Жилые и хозяйственные постройки (клети, хлевы, гумна и др.) под одной или несколькими кровлями объединялись по веночному (замкнутому, периметрическому - в основном в Поозерье и Поднепровье), линейному (погонному - в основном в Центральной Белоруссии, Понеманье и Западном Полесье), П- и Г-образному (в основном в Восточном Полесье) плану и др. Интерьер хаты идентичен интерьеру западнорусской избы (смотри статью Народы в томе «Россия»): печь ставилась у входа устьем к порогу, напротив неё, в дальнем от входа углу, помещался красный угол (чырвоны кут, покуть), в стенах, примыкающих к нему, прорубались окна (на улицу и во двор); ещё одно окно в боковой стене освещало кухонный угол (бабий кут) - в противоположном от печи углу у входа; между печью и торцевой стеной устраивался настил для сна (пол) и полати. Резной декор жилища был развит на востоке (в Поднепровье), к середине 20 века распространился на Центральную и Западную Белоруссию.

Мужчины носили рубаху навыпуск, подвязанную узорным плетёным поясом (крайка, акрайка, кушак). Мужская традиционная рубаха - туникообразного покроя, в Полесье - с плечевыми поликами, в начале 20 века распространились рубахи с плечевыми швами и на кокетке (гестке). Женская рубаха шилась с поликами; на севере, вероятно под влиянием литовцев и латышей, была известна туникообразная рубаха, к 19 веку сохранившаяся в качестве погребальной одежды. Мужская и женская рубахи не имели воротника, в юго-западной, пограничных с Польшей, районах были известны женские рубахи с отложным воротником и манжетами (кашуляй). Поверх рубахи женщины надевали полотняную (спидница) или суконную (андарак) юбку; на востоке были распространены юбки с пришитым лифом (саян), до начала 20 века на востоке сохранялись несшитые юбки типа южнорусской понёвы (панёва, плахта). Крестьянки носили также фартуки; с 19 века в мужской и женской одежде распространились нарядные безрукавки (кабат, гарсэт, каптан и др.). Одежда украшалась красной вышивкой, особенно богато - у женщин со 2-й половины 19 века. Мужчины и женщины носили верхнюю распашную одежду, известную под древнерусскими (свита, охабень, епанча, ферезья, доломан и др.) названиями или под заимствованными у  восточных (русский - однорядка, кафтан, зипун, катанка и др.) и западных (польский - кобеняк, кунтуш и др.) соседей белорусов. Девичий головной убор - повязка из холста (ручник, шырынка, скиндачка) с узлом на затылке (с 20 века так же стали повязывать и покупные платки) или высокий (10-15 см) венок на лубяной основе; девушки заплетали волосы в одну-две косы. Замужние женщины надевали на голову обруч (кибалка, тканка, лямец) из травы, льняной кудели, прутьев, луба и др., на который накручивали незаплетённые волосы; поверх надевали круглый чепец, стягивавшийся на затылке шнурком и полностью закрывавший волосы; сверху носили белый полотенчатый убор (намитка). У мужчин были распространены круглые суконные и войлочные шапки (магерка, брыль) с четырёхугольным верхом, с полями и др. В традиционной одежде сложились локальные типы: полесский, приднепровский, северный.

Характерны блюда из ржаной, пшеничной, гречневой, просяной, овсяной, гороховой муки и крупы: хлеб, блины, клёцки (галушки), лапша (секанка), похлёбка (затирка, кулеш, крупник, квашеные - солодуха, кулага), кисель (жур, поливка, юшка) и др. Из квашеной капусты готовят щи (капуста, капусник), из свёклы (летом - из щавеля, ботвы и др.) - борщ (бураки), из мяса - тушёное рагу (верещака). С середины 19 века широко распространился картофель: пюре (тоучанка), лепёшки (бульбишники), блины, оладьи (драники) и др. Традиционные напитки - хлебный и свекольный квас, пиво, овощные рассолы. Характерны обрядовые блюда: свадебный хлеб-каравай, пасхальный кулич, поминальные каши и напитки (кутья, коливо, канун).

Основные календарные праздники: зимние - Святки (Каляды); весенние - Масленица и Пасха; летние - Троица (Сёмик, Сёмуха), Иванов день (Купалье), праздники урожая (зажинки и дожинки). Поминальные дни (дзяды) приурочивались к каждому из этих циклов: по католическому обычаю, основным поминальным днём был День Всех Святых осенью (Дзяды), у православных также на Масленицу (масленичные дзяды), после Пасхи ( Радауница), на Троицу (троицкие дзяды).

Устное творчество. Наиболее архаический слой фольклора, сохранивший общие для  восточных славян черты, - календарноземледельческие (колядки, щедровки, масленичные, весенние, волочебные, юрьевские, троицкие, купальские, жнивные, осенние) и семейно-обрядовые песни. Для них характерна женская традиция исполнения. К 14-18 векам относится формирование мужских лирических, эпических, исторических (песни о татарских набегах и др.) и бытовых песен, к 19 веку - батрацких, рабочих, революционных, припевок-частушек. В годы Великой Отечественной войны сложился специфический пласт фольклора - партизанские песни. Широко распространены шутливые «толочные» песни (толока - обычай взаимопомощи; смотри Помочь), семейно-бытовые, хороводные, танцевальные песни («Лявониха», «Юрочка»), народные баллады («Как поехал пан-королевич на Русь жениться», «Была я у мамочки одна»), легенды («Сколько жить человеку», «Почему враждуют собака, кот и мыши»), предания (об основании городов и деревень, возникновении болот и озёр), сказки (о животных; волшебные - «Тром-сын», «Мал-Малышок», «Несчастный егерь»; социально-бытовые - «Мужик и пан», «Жалостливая пани»). Сохранилась народная драма, кукольный театр батлейка. Основу инструментальной музыки составляют песенные и танцевальные наигрыши, свадебные марши, импровизации. Повсеместно распространены гармоника, баян, бубен, барабан; широко бытовавшие в прошлом различные идиофоны (тарелки, треугольник, трещотки, варган), духовые (жалейка, волынка «дуда», деревянные и глиняные флейты, рог, труба) и струнные (скрипка, народный контрабас басетля, колёсная лира, цимбалы) ныне встречаются редко.

Из танцев наиболее архаичные хороводные («Ручеёк», «Гусачок», «А мы просо сеяли» и др.), когда танцующие под песню движутся по кругу, цепочкой или двумя рядами навстречу друг другу; в некоторых хороводных танцах выделяются партии солистов. Из парно-массовых танцев известны «Лявониха», «Метелица», «Коза» и др. Распространились городские танцы - кадриль, лансье («Лянцай» - в основном в северной и центральной Белоруссии), полька («Трасуха», «Какетка», «Трамблям»), вальс.

Лит. : Мухаринская Л. С. Белорусская народная песня. Историческое развитие. Минск, 1977; Назина И. Д. Белорусские народные музыкальные инструменты: В 2 т. Минск, 1979-1982; Можейко З. Я. Календарно-песенная культура Белоруссии. Минск, 1985; Haзiнa I. Д. Беларуская народная iнcтpyментальная музыка. MIHCK, 1989; Этнография Бeлapyci Энцыклапедыя. MIHCK, 1989; Пилипенко М. Ф. Возникновение Белоруссии. Новая концепция. Минск, 1991; Белорусы. М., 1998.

Р. А. Григорьева, Т. Б. Варфоломеева, А. Г. Шешкен (устное творчество).