Бенуа Александр Николаевич
БЕНУА Александр Николаевич [21.4(3.5).1870, Санкт-Петербург - 9.2.1960, Париж], российский живописец, график, сценограф, историк искусства, художественный критик, режиссёр и музейный деятель. Внук А. К. Кавоса, сын Н. Л. Бенуа, брат Л. Н. Бенуа. Был вольнослушателем петербургской Академии Художеств ( 1887-1888 годы), учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (1890-94 годы), одновременно изучал технику акварели у брата, Альберта Николаевича Бенуа (1852-1936 годы). В середине 1890-х годов хранитель собрания рисунков княгини М. К. Тенишевой. Художественные предпочтения Бенуа сформировались под влиянием впечатлений от коллекций Эрмитажа и почти ежегодных (с начала 1880-х годов) поездок по Европе. Большое влияние на Бенуа оказали А. Бёклин, А. фон Менцель, мастера барбизонской школы и прерафаэлиты. В 1896-99 и 1905-07 годах работал во Франции (в том числе в Бретани). К началу 20 века стал одной из ключевых фигур художественной культуры Серебряного века в России: организатор русской секции мюнхенского Сецессиона (1896 год), один из организаторов (1898 год) и идеолог художественного объединения «Мир искусства», принимал активное участие в издании одноимённого журнала, также журнала «Художественные сокровища России» (1901-03 годы). Создал особую разновидность «ретроспективно-исторического» жанра, отразившую его увлечение «веком Людовика XIV», историей Санкт-Петербурга и ушедшей дворянской культурой 18 - 1-й трети 19 веков (так называемые Версальская серия; «Парад при Павле I», гуашь, 1907 год, ГРМ, и др.). Мастерство рисунка Бенуа проявилось в журнальной и книжной графике (наиболее известны его иллюстрации к поэме «Медный всадник» А. С. Пушкина, изданы в 1923 году).
Реклама
С 1900 года и до конца жизни работал для русского и европейского театра — вначале как художник Мариинского театра в Санкт-Петербурге («Гибель богов» Р. Вагнера, 1903 год; балет «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, 1907 год, и др.). С 1908 года ближайший сотрудник С. П. Дягилева, один из организаторов и ведущих декораторов Русских сезонов и Русского балета Дягилева (работал в содружестве с хореографом М. М. Фокиным). Многогранная творческая деятельность Бенуа во многом определила обновление театрального искусства в России начала 20 века. Глубокое знание культуры и быта различных эпох, тонкое чувство стиля и единства всех компонентов спектакля сочетались в лучших работах Бенуа с неизменной поэтичностью и «живописным» видением целого. Эти качества наиболее полно проявились в оформлении балета «Петрушка» И. Ф. Стравинского (1911 год; также соавтор либретто) с его ироничным переосмыслением быта николаевской эпохи, русского фольклора и народного лубка в эстетических рамках русского символистского театра. В 1912-15-е годы заведовал художественной частью и был режиссёром МХТ («Маленькие трагедии» А. С. Пушкина, 1915 год); художник и режиссёр БДТ (1920-26 годы; «Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1926 год, и др.).
В 1917 году входил в Комиссию по делам искусств, сотрудничал в газете «Новая жизнь». В 1918-26 годах заведующий Картинной галереей Эрмитажа, член Комиссии по охране памятников искусства и старины. С 1926 года жил и работал в Париже; оформлял также спектакли театров Милана, Лондона, Нью-Йорка и др. В станковых работах продолжал излюбленные темы (виды Парижа, Версаля, ностальгические композиции на темы истории Санкт-Петербурга).
Как художественный критик придерживался позиций «чистого искусства», выступал против эпигонского академизма, «направленства» позднего передвижничества, также и авангардизма. Энциклопедическое знание западноевропейской и русской культуры помогало ему в работе над трудами по истории искусства; в них Бенуа акцентировал «священную художественную культурную миссию» искусства в России. В 1988 году в городе Петродворец (Петергоф) открыт Музей семьи Бенуа.
Соч.: Русская школа живописи. СПб., 1904; Русский музей императора Александра III. М., 1906; Царское Село в царствование императрицы Елисаветы Петровны. СПб., 1910; Картинная галерея императорского Эрмитажа. Путеводитель. СПб., 1911; История живописи всех времен и народов. М., 1912-1917. Т. 1-4; Версаль. П., 1922; Возникновение «Мира искусства». Л., 1928; Александр Бенуа размышляет... Статьи. Письма. Высказывания. М., 1968; Мои воспоминания: В 2 т. 2-е изд. М., 1990; Художественные письма: 1930-36: Газета «Последние новости», Париж. М., 1997; Мой дневник: 1916-1917-1918. М., 2003.
Лит.: Эрнст С. А. Бенуа. П., 1921; Эткинд М. Г. А. Н. Бенуа. Л.; М., 1965; он же. А. Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX - начала XX века. Л., 1989; Бернандт Г. Б. А. Бенуа и музыка. М., 1969; Кауфман Р. С. А. Бенуа - художественный критик // Советское искусствознание 81. М., 1982. Вып. 1; Круглов В. Ф. А. Н. Бенуа. СПб., 2001.
П. С. Павлинов, В. А. Кулаков.