Благовещение

БЛАГОВЕЩЕНИЕ Пресвятой Богородицы (греческий Ε?αγγ?λιον; латинский Annuntiatio Mariae), один из главных двунадесятых христианских праздников, посвящённый воспоминанию благовестия архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии о Боговоплощении (будущем рождении Иисуса Христа). Согласно Евангелию (Лк. 1:26-38), архангел Гавриил был послан от Бога в г. Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью о том, что от Неё родится Спаситель мира.

БлаговещениеПраздник Благовещения установлен ещё в первые века христианства. 25 марта, как особый день праздника, уже зафиксировано в грузинских рукописных лекционариях, отражающих литургическую практику Иерусалима 7 века. Поскольку сведения о богослужении 5-6 века в Константинопольской церкви немногочисленны, ничего определённого о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но в 6 веке преподобный Роман Сладкопевец написал кондак на Благовещение; в конце 7 века - это уже один из самых почитаемых праздников. Все византийские памятники 8 века и последующих веков называют Благовещением среди важнейших праздников, который воспринимался и как Господский, и как Богородичный.

Реклама

На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые латинским авторам 5 века. О литургическом почитании дня Благовещения говорится в Liber Pontificalis времён папы Сергия I (687-701), где Благовещение входит в число 3 праздников, посвящённых Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия. В первой редакции Сакраментария Геласия (7 век) Благовещение не указано, но уже в Сакраментарии Григория Великого (3-я четверть 7 века) оно находится под 25 марта. Все более поздние памятники римской традиции относят празднование Благовещения именно к этому дню. Однако в неримских западных обрядах празднование Благовещения могло переноситься на период адвента, т. е. поста перед Рождеством Христовым, чем подчёркивалось значение Благовещения как праздника Боговоплощения и устранялась необходимость праздновать Благовещение во время Великого поста.

День 25 марта как праздник Благовещения, принятый и на Востоке и на Западе, с одной стороны, ровно на 9 месяцев отстоит от 25 декабря - дня, который не позднее 4 века, сначала на Западе, а затем на Востоке, принято было считать календарной датой Рождества Христова; с другой стороны, лежит в основе александрийской и более поздней византийской хронологических систем, отождествляющих число и месяц Благовещения и Пасхи. Этот день нередко служил началом церковного или даже гражданского года. При совпадении Благовещения с исторической датой Воскресения Христова Пасха, попадающая на этот день, получила название «Кириопасха» [Κ?ριον Π?σχα - Господственная (т. е. исконная) Пасха]. Такое совпадение случается примерно раз в полвека, и последний раз это произошло в 1991 году.

БлаговещениеВ богослужении на день Благовещения излагаются евангельские тексты о благовестии архангела Гавриила, тайне Воплощения от Бога Слова. В гимнографии праздника приводятся все главные ветхозаветные прообразы и новозаветные свидетельства о Благовещении и Боговоплощении. Характерной чертой богослужения всего благовещенского цикла является наличие в песнопениях херетизмов (от греческого χα?ρω - радоваться), многогранно раскрывающих содержание евангельского приветствия Богоматери: «Радуйся, Благодатная!». В России на Благовещение традиционно отпускают из клеток птиц на волю, возвещая о свободе всему миру; совершают особый «чин хлебопреломления» - за всенощным бдением во время благословения хлебов, пшеницы, вина и елея. Праздник Благовещения считается днём полнейшего покоя и свободы; в этот день предписывается избегать какого-либо, даже лёгкого труда. На Благовещение в Благовещенском соборе Московского Кремля совершается торжественное патриаршее богослужение, после окончания которого на Соборной площади выпускается на волю стая голубей.

Иконография. Ранние изображения Благовещения встречаются в росписях римских катакомб 2-4 века (Присциллы, Петра и Марцеллина, на Виа-Латина): перед сидящей в кресле женщиной стоит юноша, протягивающий к ней руку. В мозаиках базилики Санта-Мария-Маджоре Благовещение представлено с особой торжественностью, соответственно решению 3-го Вселенского (Эфесского) собора (431), провозгласившего Деву Марию Богородицей. Богоматерь изображена в богатых одеяниях знатной римский матроны, она восседает на престоле, держа в руках пурпурную пряжу; с небес слетают ангел и голубь - символическое изображение Святого Духа. На резной пластине слоновой кости кафедры архиепископа Максимиана (Равенна, 546-556) Богоматерь сидит в плетёном кресле, в левой руке у неё веретено и пряжа; архангел Гавриил - с жезлом в левой руке. Позднее сидящая на престоле Богоматерь изображалась на фоне палат, полуобернувшись к архангелу (собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде, 1125; церковь Святого Николая Каснитского в Кастории, 1160-1180, и др.). Другой вариант иконографии - Благовещение у источника (кладезя) - представлен в клейме на резной пластине слоновой кости из Миланского собора (оклад Евангелия, 2-я половина 5 века). Благовещение у кладезя как один из эпизодов встречается в циклах, иллюстрирующих Протоевангелие Иакова: в Софийском соборе в Киеве (1037-1045), соборе Святого Марка в Венеции (13 век), церкви монастыря Хора (Кахрие Джами) в Стамбуле (1316-21), также в иллюстрациях Акафиста Богоматери (например, икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, 14 век). Ещё один иконографический вариант представлен на миниатюре Евангелия Раввулы (586) и на ампуле из собора Монцы (7 век): Богоматерь стоит перед престолом; ангел - слева от неё. Такая композиция получила распространение в искусстве 9-12 века; её дополняет изображение небесного сегмента, из которого исходит луч с голубем в круге - символом Святого Духа («Слова Григория Назианзина», 880-883, Национальная библиотека, Париж; Деисус и «Двенадцать праздников», иконы 11-12 века из монастыря Святой Екатерины на Синае и из музея в Охриде; кафоликон монастыря Ватопед на Афоне, конец 10 - начало 11 века; Софийский собор в Киеве, 1037-45; кафоликон монастыря Дафни, 1100; Палатинская капелла в Палермо, около 1146-51, и др.).

БлаговещениеРаспространённое в церковной поэзии сравнение прядения пурпура для завесы храма с сотворением плоти Христовой оказало влияние на формирование особого иконографического извода, в котором на лоне Богоматери изображается воплощающийся в момент ангельского благовестия Младенец. Такие иконы, наглядно демонстрирующие догмат о Воплощении, известны с 11 века (фрагмент створки триптиха в монастыре Святой Екатерины и др.); на иконе «Благовещение Устюжское» (начало 12 века, ГТГ) в небесном сегменте изображён Иисус Христос Ветхий днями, окружённый мандорлой, сидящий на огненных херувимах, от Его благословляющей десницы исходит луч к Богоматери. В палеологовскую эпоху в сцене Благовещения Дева Мария окружена служанками («Благовещение у кладезя» в церкви Богоматери Перивлепты в Охриде, 1295); на русских иконах изображается прядущая служанка, сидящая у ног Богородицы (царские врата, 1425-27, Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник; «Благовещение с Акафистом», 16 в., Ярославский музей-заповедник). К апокрифическому Евангелию псевдо-Матфея восходит иконографический тип Благовещения в византийских миниатюрах, где Богородица представлена читающей книгу пророка Исайи (Псалтирь, 1084-1101, Дамбартон-Окс; «Слова Иакова Коккиновафского», 12 в., Ватикан). Эта иконография, получившая распространение в западноевропейском искусстве, в 17-18 веках встречается в русских иконах (икона 17 века из иконостаса Верхнепохвальского придела Успенского собора Московского Кремля и др.).

Особое место Благовещения в ряду других великих праздников обусловило расположение этого сюжета в храмовой росписи: в ранневизантийский период - на триумфальной арке (Санта-Мария-Маджоре в Риме, 432-445), в алтарной апсиде (церковь в Порече, 540), перед апсидой (Санта-Мария-Антиква в Риме, 6-7 века); позднее сцена Благовещения размещалась на западных гранях  восточных столбов. В древнерусских церквах Благовещение изображалось на царских вратах иконостаса и на иконах - в навершии створок врат (икона 13 в., ГТГ).

БлаговещениеВ искусстве западноевропейского Средневековья варьируются типы изображений Благовещения с сидящей на троне или стоящей Богоматерью (рельеф бронзовых дверей из собора Святой Марии в Хильдесхайме, 1015), причём последний позднее получил особое распространение в готическом пластике. В соответствии со схоластическим богословием сцена Благовещения заняла место в иерархии сюжетов скульптурных циклов западных порталов соборов в Реймсе, Амьене, Страсбуре, Кёльне и др., где ангел и Дева Мария представлены беседующими; Богоматерь, как правило, изображается с книгой. На догмат о непорочном зачатии указывают лучи, исходящие с небес от Бога Отца, направленные к уху Девы; в луче - Святой Дух в виде голубя (мозаика П. Каваллини в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме, около 1291) или маленькая фигурка Христа (рельеф тимпана капеллы Марии в Вюрцбурге, 1430-40). В искусстве Проторенессанса и раннего Возрождения архангел изображается коленопреклонённым, с атрибутами герольда (со свитком, на котором написаны слова приветствия, лилией или оливковой ветвью), жестикуляцией выражающим почтение Деве Марии (Благовещение из алтаря «Маэста» Дуччо ди Буонинсенъя, 1308-11, музей собора в Сиене; алтарный образ С. Мартини, 1333, галерея Уффици, Флоренция; скульптура алтаря Кавальканти Донателло в церкви Санта-Кроче во Флоренции, 1-я половина 1430-х годов). Склонённая голова и жест скрещённых на груди рук передают также смирение Девы Марии и её покорность Богу (фреска Фра Анджелико в монастыре Сан-Марко во Флоренции, около 1446). Стремление передать мистическое содержание Благовещения сочетается с возрастающим интересом к изображению конкретного места действия - здания дворца, церкви или интерьера жилища (фреска Джотто в Капелла-дель-Арена в Падуе, 1304-06; алтарный образ М. Брудерлама, 1394-99, Музей изящных искусств, Дижон; росписи Пьеро делла Франчески в церкви Сан-Франческо в Ареццо, 1452-66; алтарные картины Ф. дель Коссы, К. Кривелли, Рогира ван дер Вейдена, Я. ван Эйка и др.). Символическое значение получают такие предметы, как хрустальная ваза или окно, сквозь которое проходят лучи Божественного света - символ приснодевства, аналой - символ благочестия Девы Марии, книга (манускрипт) пророка Исайи - знак Её мудрости. Высокое и позднее Возрождение, а также барокко привнесли новые мотивы: изображение идеального, наполненного светом сада (Леонардо да Винчи, около 1474, галерея Уффици) или мистического света, заливающего помещение (Эль Греко, конец 16 в., Музей изобразительных искусств, Будапешт). В европейском искусстве 18-19 века тема Благовещения встречается редко (например, у прерафаэлитов - картина Д. Г. Россетти, 1850, галерея Тейт, Лондон).

Благовещение

Лит.: Хойнацкий А., священный Праздник Благовещения Божией Матери в Римско-католической Церкви // Православное обозрение. 1873, № 6; Виноградов Н. Канон на Благовещение Пресвятой Богородицы как образец церковно-богослужебной поэзии. М., 1888; Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. М., 1892 (переизд.: М., 2001); Дебольский Г. С., прот. Дни богослужения Православной Церкви. СПб., 1901. М., 1996. Т. 1; Mille G. Recherches sur l’iconographie de l’evangile aux 14е, 15е et 16е siècles d’après les monuments de Mistra, de la Macedoine et du Monts Athos. Р., 1916. Р., 1960; Lafontaine Dosogne J. Iconographie de l’enfance de la Vierge dans l’Empire byzantin et en Occident. Brux., 1964-1965. Vol. 5. № 1-2; Grabat А. Christian iconography: а study of its origins //Bollingen Ser. Princeton, 1968. Vol. 35. № 10; Weitzmann К. Studies in the arts at Sinai. Princeton, 1982; Corrado М. Annunciazione: storia, eucologia, theologia, liturgica. Roma, 1991; Ванюков С. А., Желтов М. С., Фельми К. Х. Благовещение Пресвятой Богородицы // Православная энциклопедия. М., 2002.Т. 5; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Благовещение» начала XII века // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира: XII век. СПб., 2002.

М. С. Желтов; Н. В. Квливидзе (иконография).