Вечность

ВЕЧНОСТЬ,

1) всецелая собранность, неизменность и полнота бытия и жизни;

2) нескончаемая длительность.

В греческий философии и поэзии понятие вечности (эон, греческий αι?ν) первоначально имеет значение «длительность жизни», «век» всякого, в том числе и смертного, существа, в частности человека (у Гомера, Гесиода, Эмпедокла). Однако уже досократики - тот же Эмпедокл, а также Анаксимен, Анаксимандр и Филолай начинают понимать вечность как нескончаемый век, как бесконечное время, в том числе и циклически повторяющееся, приносящее возрождение и перерождение живого. Вместе с тем во многом под влиянием Парменида, который представляет бытие как всегда уже необходимо существующее, как наличное всегда «сейчас», - ибо бытие не может не быть, - как единое, целое, непрерывное и собранное воедино, появляется и другое понимание вечности, а именно как вневременного настоящего, как всецелой собранности единого момента «теперь». Все дальнейшие представления о вечности можно понимать как разработку одного из этих двух представлений: как нескончаемой длительности и как пребывания в состоянии всецелой бытийной собранности, вне становления, изменения, возникновения и рассеяния, в неизменности настоящего.

Реклама

В сочинениях Платона содержатся оба представления о вечности. Если в «Государстве» вечность упоминается как нескончаемый век, то в «Тимее» вечность характеризует умопостигаемую природу как совокупность идеальных первообразов - вещей-эйдосов, называемую Платоном вечным живым существом, на которую взирает или которую мыслит ум-демиург при творении мира; вечность, таким образом, характеризует неизменное внемирное начало мира и постигается только мышлением, т. е. присуща бытию, выступая как парадигма (образец) для времени. Вечность пребывает в Едином и есть нечто единое, неделимое и не измеримое никаким конечным числом, относится всецело к настоящему и, наконец, пребывает вне становления, движения и изменения, всегда и неизменно лишь «есть».

Аристотель, говоря о небесных неизменных вещах как обладающих счастливой и самодовлеющей жизнью и пребывающих в вечности («О небе»), понимает её как нескончаемый век. Вечность не противопоставляется времени, но, не имея ни начала, ни конца, объемлет всё целокупное время. Вечно-сущее, каковым является для Аристотеля вечный двигатель, есть мышление, мыслящее само себя. Как таковое оно может существовать только в действительности и никогда в возможности; стало быть, оно не может возникнуть и как всегда сущее необходимо существует. Без вечного невозможно и возникновение: первая причина возникающего сама должна быть не возникшей, иначе невозможно избежать бесконечного регресса.

Анализу понятия вечности посвящён один из трактатов Плотина («Эннеады», III, 7, 45). Если время являет жизнь души в последовательности дискурсивного мышления и переходе от одного состояния к другому, то вечность характеризует жизнь ума в его всецелой собранности и неизменности мыслящего себя мышления как всеединой совокупности идеальных объектов вне прошлого и будущего. Вечность составляет прообраз времени, но принадлежит в своей полноте неделимому настоящему, которое Плотин не отождествляет, однако, с неизменным «теперь», относящимся ко времени.

Начиная с Ямвлиха центральную роль в истолковании вечности играет понятие «теперь». В отличие от Плотина, Ямвлих связывает ум с особым «умным временем», порождающим время физическое. Уже от века порядок событий фиксирован в «умном времени» в неизменном следовании бесконечного количества «теперь», которые развёртываются и воплощаются в мире, в физическом времени. Вечность же есть единое и неизменное настоящее, «теперь» умопостигаемого мира. У Прокла отношение прообраза-вечности и её образа - «умного времени» - уподобляется отношению точки (центра круга) к линии (окружности).

В позднейших греческих теориях вечность как нечто единое, монадически собранное, как неделимое настоящее (αι?ν, aeternitas) отлична от всегда-сущего, существующего во всякое время (??διον, à. δι?της, sempiternitas, perpetuitas, aevum, aeviternum).

Средневековые мыслители рассматривают вечность в её двух главных аспектах - космологическом и теологическом. В космологическом аспекте - это вопрос о вечности мира: если, согласно Аристотелю, мир вечен, т. е. безграничен в своей длительности, всегда был и всегда будет, а в учении Платона и неоплатоников мир имеет начало, которое, впрочем, лежит не во времени, поскольку время является вместе с миром, то Фома Аквинский пытается соединить обе эти точки зрения с помощью понятия вечного, вневременного творения мира. В теологическом аспекте - это вопрос о вечности Бога. Понимание вечности как вечно-сущего неизменного настоящего, восходящее к Платону, у Боэция претворяется в формулу, позднее неоднократно комментировавшуюся: вечность есть совершенное и всецелое обладание нескончаемой жизнью («Об утешении философией» V, 6). Истолкование вечности как единого вне- и довременного неподвижного «стоящего теперь» (nunc stans) настоящего, неизменно присутствующего в Боге, для которого все века неподвижны, восходит к Августину (средняя «Исповедь» XI, 13).

Философы Нового времени, уделяя основное внимание феномену времени, практически исключают из рассмотрения понятие вечности. Она относится к божественной жизни и мышлению, которые понимаются, однако, главным образом как нескончаемая длительность (Р. Декарт, П. Гассенди, И. Ньютон, Э. Б. Кондильяк и др.). В современной философии, в частности у М. Хайдеггера, бытие связано со структурой временности и понимается как время, что делает излишним и даже бессмысленным сам вопрос о вечности.

Лит.: Scheler М. Vom Ewigen im Menschen. Lpz., 1921. 5. Aufl. Bern, 1968; Guitton J. Le temps et l’éternité chez Plotin et Saint Augustin. 3 éd. Р., 1959; Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII в.). М., 1987.

Д. В. Никулин.