Дагестанские народы
ДАГЕСТАНСКИЕ НАРОДЫ, группа народов на Восточном Кавказе. Живут в горных и предгорных районах Западного и Южного Дагестана (Россия) и Северного Азербайджана. Говорят на аваро-андо-цезских языках (аварцы; андийские народы - андийцы, ботлихцы, годоберинцы, багулалы, тиндалы, чамалалы, ахвахцы, каратинцы; цезские народы - цезы, бежтинцы, гунзибцы, хваршины, гинухцы), на лакском языке (лакцы), даргинских языках (даргинцы), лезгинских языках (лезгинские народы - лезгины, табасараны, будугцы, крызы, арчинцы, удины) и хиналугском языке (хиналугцы). На аварском, лакском, даргинских и лезгинском языках была создана письменность на унифицированном алфавите на основе арабской, с 1928 (с 1932 также на табасаранском языке) - латинской и с 1938 - русской графики.
Дагестанские народы - автохтонное население Кавказа. По данным глоттохронологии, нахскодагестанская общность распалась в конце 3-го тысячелетия до нашей эры на 3 группы: западная (предки нахских и аваро-андо-цезских народов), центральная (предки лакцев и даргинцев) и южная (предки хиналугцев и лезгинских народов). Сложился основной тип хозяйства дагестанских народов, основанный на земледелии и отгонном скотоводстве, взаимодействовавший с подвижными скотоводами степного Дагестана. К 1-му тысячелетию до нашей эры относятся первые упоминания предков дагестанских народов у других авторов. В 1-м тысячелетии нашей эры у дагестанских народов возникли государственные образования Табасаран, Кайтаг, Гумик (Кумух), Лакз и др. Большинство дагестанских народов были организованы в союзы сельских общин, иногда образовывавшие объединения (союзы союзов). Родственные семьи объединялись в эндогамные «патронимии» (тухумы). Большую роль играло обычное право адат (суды по адату и шариату существовали до 1927). С 7 века в Дагестан проникает ислам (его распространение предание связывает с Абу Муслимом) - первоначально в Дербент, к 10 веку - в Юго-Восточный и Южный Дагестан и к 15-16 векам в Северный и Западный Дагестан.
Реклама
Традиционная культура типична для народов Кавказа (смотри в статье Азия). В горах занятиями дагестанских народов были террасное земледелие и отгонное скотоводство. Применялась паровая плодосменная система земледелия, основные зерновые культуры - ячмень и рожь, пахотное орудие - безотвальный плуг, борона не использовалась, орошение было незначительным. В предгорьях было распространено выгонно-стойловое животноводство (в том числе разведение буйволов), переложное земледелие, развито орошение, основная культура - пшеница, орудие - передковый плуг. Траву косили в горах серпами, в предгорьях - косами. Были развиты (особенно в горах) отходничество и домашние промыслы: обработка шерсти (производство сукна - у каратинцев, хаджалмахинцев; бурок - Анди, Ансалта, Рахата, Гагатли; ковров - Микрах, Каракюре, Ахты, Курах, Рутул, Касумкент, Орта-Стал, Магарамкент, Гильяр, Кандик и др.; вязаных носков и обуви - Ахты, Кубачи, Дидо), металла (производство орудий - Харбук, Тлях, Куяда; оружия - Кубачи, Амузги, Кумух, Икра, Аракани, Гимры), дерева (Унцукуль, Усиша, Гидатли, Дидо), кожи (Корода, Тебекмахи, Салта), камня (Ругуджа, Сутбук, Уллуая), гончарство (Джули, Сулевкент, балхарская керамика). Существовали устойчивые обменные связи между горными и предгорными районами: скот, продукты скотоводства и ремесла обменивали на зерно, соль, рыбу, древесину, виноград, шёлк-сырец, марену. Сложились крупные торговые центры: Кумух, Акуша, Цудахар, Уллуая, Хунзах, Унцукуль, Гергебиль, Тарки, Эндирей, Чох, Кубачи, Касумкент, Ахты, Курах и др. Поселения в горах (аулы) кучевой планировки с каменными жилищами в 2 и более этажей. В предгорьях поселения и усадьбы свободной планировки, в строительстве широко используется обмазанный глиной плетень (турлук). В горах преобладали варёные мучные блюда (хинкал) и пресный хлеб, печённый в печи типа тандыра, в предгорьях - хлеб, печённый в подовой печи. Мужская одежда общекавказского типа: штаны (узкие с широким шагом), рубаха (туникообразная), бешмет (отрезной по талии), черкеска, бурка, папаха. Женская одежда шилась первоначально из тёмных гладких тканей, у молодых, особенно вблизи крупных селений, распространялась одежда светлой или пёстрой расцветки. Древнейший вид женской одежды - туникообразная рубаха, редко - вязаная или из подстриженной овчины, с длинными прямыми рукавами, вставными боковыми клиньями и ластовицами из яркой (красной, зелёной, жёлтой) материи, прямым разрезом на груди, иногда с воротником-стойкой. Рубаха носилась чаще с матерчатым поясом и нагрудником с нашитыми монетами, бляшками, пуговицами или обшивалась монетами и бубенчиками. Поясной женской одеждой были штаны, обычно широкие в шагу, на вздёржке, у даргинцев, лакцев, агулов, кайтагцев - узкие с узкими штанинами. Основной тип женского головного убора - чухта. С конца 19 века в основном на юге у лезгинских народов, частично у предгорных даргинцев, лакцев, аварцев распространяется рубаха, отрезная по талии, носившаяся с распашным кафтанчиком или платьем (архалук, бузма, валжаг); разновидности женского платья - полуша (с неразрезанной юбкой), кьабалай (с облегающим лифом, глубоким вырезом, нагрудником и обычно двойными рукавами, часто из дорогих привозных тканей и расшитое позументом). С 1920-х годов основным видом женской одежды становится платье на кокетке. Верхней мужской и женской одеждой служили овчинные шубы и шубы-накидки.
Лит.: Булатова А. Г., Гаджиева С. Ш., Сергеева Г. А. Одежда народов Дагестана. [М.], 2001; Народы Дагестана. М., 2002; Булатов А. О. Формы шаманско-магической практики у народов Дагестана в конце XIX- XX вв. Пущино, 2004.
С. А. Арутюнов, Г. А. Сергеева.