Дарвинизм социальный

ДАРВИНИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ (социал-дарвинизм), биологизаторское течение в социальной мысли конца 19 - начала 20 века, в рамках которого устройство и развитие общества объяснялись действием законов живой природы, определяющим фактором социальной жизни признавалась принадлежность человека природному миру, а биологические различия - основой различий социальных. Это идеологическое движение состояло из множества концепций, различавшихся по социально-политическому содержанию, идеалу будущего общества и по выбору в качестве теоретической основы тех или иных природных способностей человека и законов их эволюции (инстинкты, наследственность, адаптация к изменениям окружающей среды, борьба за существование и естественный отбор). В центре внимания социал-дарвинистской мысли находились конфликты между индивидами, группами, обществами, институтами, обычаями и т. п. и способы их решения.

Идеи дарвинизма социального получили распространение в этот период во всех странах Европы и в США, владели умами не только специалистов, но и писателей, публицистов, политиков. В социальных науках к этому течению на разных основаниях и в разной степени относят: в Великобритании - У. Беджгота, Л. Хобхауса, М. Гинсберга, в Австрии - Г. Ратценхофера, Л. Гумпловича, в Германии - Л. Вольтмана, во Франции - Ж. Лапужа, в США - А. Смолла, У. Самнера.

Реклама

Своё название течение получило по имени Ч. Дарвина, хотя некоторые знаковые для дарвинизма социального идеи высказывались в социальной мысли ещё до появления его теории происхождения видов в 1859 году. Так, Т. Гоббс выделял в качестве главного фактора развития социального мира «борьбу всех против всех», Т. Р. Мальтус - ограниченность ресурсов, вынужденную борьбу за существование. За несколько лет до Дарвина Г. Спенсер в работах «Социальная статика» (1850), «Гипотеза развития» (1852) и «Прогресс: его закон и причина» (1857) представил социальную эволюцию как часть направленной от простого к сложному и разнообразному всеобщей космической эволюции, а общество как социальный «сверхорганизм» по сходству и различию с биологическим организмом. Ему же принадлежит первенство в использовании понятия «эволюция» (в книге «Manners and fashion», 1854). Если в дарвиновской теории естественный отбор и выживание в процессе адаптации предполагали случайные вариации, возможное появление чего-то иного, то у неоламаркиста Спенсера адаптация имела цель, она направлена на «выживание наиболее приспособленных», в смысле отбора наилучших, сильнейших, на сохранение и передачу полученных свойств следующим поколениям. Именно в спенсеровском направлении развивались концепции социального дарвинизма.

Авторитет Ч. Дарвина, биологии как естественной науки, её последующие открытия и биологическая терминология использовались в рамках дарвинизма социального для обоснования самых разных социально-политических взглядов и программ: консерваторами и либералами, социал-реформаторами и социалистами-революционерами, проповедниками прогрессивной моральной эволюции человечества и расистами. Одни оправдывали борьбу индивидов за лучшие условия существования, свободную от государственного вмешательства рыночную конкуренцию как естественный ход эволюции. Другие делали акцент на мысли Дарвина о зачатках общественного инстинкта у животных. Они говорили уже о социальной солидарности как необходимом условии выживания рода, о прогрессе морали, на определённой стадии которого физическая борьба за выживание вытесняется культурным соревнованием, а моральная и интеллектуальная приспособленность индивидов и наций становится основой для новой социальной иерархии. Одни полагали, что «естественный отбор» в условиях изменения социальной среды требует новых социальных институтов, а правительства могут способствовать их формированию выбором соответствующих политических средств (постепенных реформ для поддержания неимущих слоёв). Другие считали, что эволюция уже произвела «наиболее приспособленные» образцы индивидов и биосоциальных общностей - предпринимателей и капиталистический порядок. Эта позиция означала закрепление сложившегося неравенства между народами и внутри индустриально развитых обществ. Политика же создания общественного благосостояния и системы общественного здравоохранения противоестественна, поскольку «низшие» человеческие существа предназначены природой на вымирание. На идеи дарвинизма социального опирались также расистские теории, которые объясняли культурное неравенство рас биологическими различиями, климатическими и географическими условиями их проживания и т.п., обосновывали превосходство белой нордической расы и оправдывали её завоевательные инстинкты (т. е. империализм, колониализм). В итоге биология подменялась идеологией, а человеческая история сводилась к борьбе рас за мировое господство, узаконивались использование людей другого цвета кожи и «низших» народов для поддержания «естественного» превосходства белой расы, удаление «неприспособленных» рас и народов с главной дороги исторического развития и прямой геноцид, борьба за «чистоту» расы (идеология национал-социализма).

После окончания 2-й мировой войны мировое сообщество осудило политические курсы, основанные на идеях дарвинизма социального, как направленные против человечности. Но всё же политическая идеология дарвинизма социального продолжает существовать в откровенно расистских и экстремистских организациях, не имеющих во многих странах легального статуса.

В отличие от политической сферы в истории социальных наук дарвинизм социальный, утратив роль самостоятельного теоретического течения, сыграл всё же определённую позитивную роль. В рамках социологии, социальной и культурной антропологии, социальной психологии он дал толчок к всестороннему исследованию конфликтов, способствовал появлению интереса к изучению социальных групп, внутригрупповых отношений, механизмов коллективных действий, нормативных аспектов социального поведения, обычаев, моды, группового сознания. Некоторые эволюционные идеи, такие как социокультурная адаптация, отбор необходимых для данной среды качеств, развиваются в сравнительной этологии, социобиологии и эволюционной психологии.

Лит.: Новиков Я. А. Социальный дарвинизм. М., 1906; Hofstadter R. Social Darwinism in American thought. Phil., 1945; Bannister R. Social Darwinism: science and myth in Anglo-American social thought. Phil., 1979; Jones G. Social Darwinism and English thought. Bringhton, 1980; Wright R. The moral animal: the new science of evolutionary psychology. N. Y., 1994; Biology as society, society as biology: metaphors. Dordrecht; L., 1995; Bernardini J.-М. Le Darwinisme social en France (1859-1918). Р., 1997; Hawkins М. Social Darwinism in European and American thought, 1860-1945. Camb., 1997; Kaye Н. L. The social meaning of modern biology: From social Darwinism to sociobiology. Brunswick, 1997; Dickens Р. Social Darwinism: linking evolutionary thought to social theory. Brunswick, 2000; Гофман А. Б. Классическое и современное: Этюды по истории и теории социологии. М., 2003. С. 161-176.

А. Д. Ковалёв.