Дистрибутивный анализ
ДИСТРИБУТИВНЫЙ АНАЛИЗ, метод исследования языка, основанный на изучении окружения (дистрибуции, распределения) отдельных единиц в тексте и не использующий сведений о полном лексическом или грамматическом значении этих единиц.
Для дистрибутивного анализа характерен «дешифровочный» подход к объекту: лингвистическое описание мыслится как результат применения к текстам конкретного языка упорядоченного набора универсальных процедур, которые должны автоматически приводить к открытию структуры этого языка. Помимо текстов исследователь может пользоваться суждениями носителя изучаемого языка о правильности-неправильности предъявляемых ему языковых объектов и о тождестве-различии их значений.
Канонический дистрибутивный анализ выполняется следующим образом. Сначала текст сегментируется на элементарные текстовые единицы - фоны (отдельные звуки) и морфы (минимальные последовательности фонем, имеющие значение). Следующая ступень - идентификация, то есть объединение множества текстовых единиц в одну единицу языка (фонему или морфему). Две текстовые единицы принадлежат одной и той же единице языка, если они находятся в дополнительном распределении, то есть никогда не встречаются в одних и тех же окружениях (таковы, например, закрытый и открытый варианты фонемы /е/ в словах «семь» и «шест»), или в свободном чередовании, то есть встречаются в одних и тех же окружениях без различия в значениях (таковы окончания творительного падежа -ой и -ою в словоформах типа «душой» - «душою»). Две текстовые единицы принадлежат разным единицам языка, если они находятся в контрастивном распределении, то есть встречаются в одних и тех же окружениях, но с различием в значении (таковы звуки [т] и [д] в словах «том» и «дом»). Выделенные таким образом языковые единицы объединяются в классы с помощью экспериментальной техники субституции (замещения). Разные языковые единицы относятся к одному и тому же классу, если они способны замещать друг друга в одних и тех же окружениях. Так, «диагностическим» контекстом для прилагательных русского языка является положение перед словами типа «дом»; сравни «большой (красный, кирпичный) дом». Возможность замещения прилагательного в контексте слов типа «очень» даёт подкласс качественных прилагательных [сравни «очень большой (красный)»], а возможность замещения в контексте слов типа «двадцать» - подкласс порядковых прилагательных [сравни «двадцать первый (пятый)»].
Реклама
В дальнейшем выяснилось, что дистрибутивный анализ противоречив и не решает тех задач, для которых он был предназначен. Он был дополнен другими экспериментальными приёмами и числовыми методами обработки языкового материала.
Лит.: Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику. М., 1959; Основные направления структурализма. М., 1964; Апресян Ю. Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. М., 1966; Harris Z. Methods in structural linguistics. Chi., 1986.
Ю. Д. Апресян.