Доминиканцы (народ)

ДОМИНИКАНЦЫ (самоназвание - dominicanos), народ, основное население Доминиканской Республики. Численность 8,6 миллионов человек (2007, оценка). Говорят на испанском языке. Свыше 90% доминиканцев - христиане (в основном католики, есть также адвентисты седьмого дня и др.).

Доминиканцы Коренное население острова Гаити - индейцы-араваки - было истреблено во 2-й половине 16 века. Для восполнения недостатка рабочей силы с начала 16 века на Гаити ввозятся африканские рабы (босалес, в отличие от ладинос - домашних рабов-негров, привезённых колонистами из Испании), и к 1520-му году их численность превысила белое население. С 16 века значительную группу составили беглые негры-симарроны (мароны), образовывавшие общины (кумбе, маньель) во внутренних районах острова и жившие главным образом за счёт охоты на одичавший скот. Негры-рабы были заняты в основном на плантациях сахарного тростника, с упадком плантационного хозяйства (конец 16 - середина 17 века) - в скотоводстве, а также в ремёслах и розничной торговле, что способствовало становлению так называемой иберийской (более мягкой) модели обращения с чернокожими рабами. На севере и востоке острова к 18 веку осела группа иммигрантов с Канарских островов, занимавшихся крестьянским хозяйством со специализацией на производстве табака. Население внутренних горных областей долго сохраняло подсечно-огневое земледелие и охоту. Для населения Санто-Доминго был характерен высокий уровень расового смешения. Мулаты и негры-рабы часто получали свободу от хозяев. К 18 веку свободное «цветное» (негры и мулаты) население с ориентацией на испанскую (креольскую) культуру составляло большинство доминиканцев. Его доля ещё выросла в результате событий во французском Гаити в конце 18 - начале 19 века, оккупации Санто-Доминго гаитийскими войсками (1822-44) и отмены рабства гаитийским  президентом  Ж. П.  Буайе  (1822).

Реклама

В Доминиканской Республике основным влиянием по-прежнему пользовалась креольская олигархия, однако из-за политической нестабильности в лидеры часто выбивались представители «цветного» населения. Для доминиканцев не были характерны та острота расовых конфликтов, которая существовала в западной части острова, и противопоставление себя чернокожим гаитийцам (негров-доминиканцев называли более «мягкими» терминами: пардо, морено и т.п.; тёмный цвет кожи объясняли якобы наличием индейских предков, что породило представление о «расе» «доминиканских индейцев»). Городское население и креольская верхушка были ориентированы на испанские культурные традиции в бытовой, религиозной сфере, архитектуре и т.д. Среди них почти не наблюдалось культивирование африканских традиций и не была распространена идеология негритюда. Африканское влияние прослеживается в культуре сельского населения: фольклоре, одежде, обрядах жизненного цикла (особенно похоронном) и др.

Устное творчество доминиканцев объединяет традиционную индейскую музыку, традиционную и популярную музыку креолов, мулатов и негров. Архаические музыкальные традиции индейцев сохранились в виде отдельных инструментов (глиняные, тростниковые и костяные флейты, трещотки, скребки, щелевой барабан, раковина-труба), применявшихся в обрядах и праздничных церемониях, массовых (до 300 танцоров и певцов) ритуальных действах арейто. Креольская музыка - это большей частью инструментальное сопровождение к танцам: в 17-18 веках кадриль и контрданс исполнялись в сопровождении гитарных ансамблей, с конца 19 века - аккордеона; в 19 веке в городах были популярны испанские баллады и романсы (в 20 веке сохранились у сельского населения). Во время корриды поются тонадас де торос (песни быка). На католические праздники креолы исполняют внехрамовые религиозные песни версос. Специфику сохраняет музыка католических (в особенности пасхальных) карнавальных представлений-шествий гага. Музыка негритянского населения имеет традиционную основу, у негров и мулатов распространены протестантские гимны, из музыкальных инструментов популярны барабаны палос и атабаль. Символы музыки доминиканцев - музыкально-танцевальные жанры меренгуе и бачата (известны с середины 19 века). Музыкальная культура доминиканцев-мулатов близка фольклору пуэрториканцев.

К концу 19 века ведущим направлением экономики среди доминиканцев стало выращивание на экспорт сахарного тростника, что определило приток рабочих-иммигрантов из Республики Гаити. Наблюдалась также иммиграция из Колумбии, Венесуэлы, Мексики, с Кубы и других латиноамериканских стран, в 20 веке - из Испании и других стран Европы (в том числе беженцы во время 2-й мировой войны). С конца 20 века в связи с высоким уровнем безработицы среди доминиканцев растёт также эмиграция. 73,3% современных доминиканцев составляют мулаты, 16,8% - креолы, 9,9% - негры.

Лит.: Кожановский А. Н. Доминиканская Республика // Этнические процессы в странах Карибского моря. М.,1982; он же. Доминиканская Республика // Африканцы в странах Америки: Негритянский компонент в формировании наций Западного полушария. М., 1987.

А. Н. Кожановский;  В. И.  Лисовой  (устное творчество).