Доминиканцы (церковный орден)

ДОМИНИКАНЦЫ, в широком смысле - общее наименование трёх ветвей Ордена святого Доминика, живущих согласно традициям доминиканской духовности, - Ордена проповедников, Второго ордена сестёр-монахинь, движения доминиканцев-мирян, исторически восходящего к Третьему ордену (так называемым терциариям).

Орден проповедников (Ordo Fratrum Praedicatorum), монашеский нищенствующий орден (собственно доминиканцев), основанный в 1-й четверти 13 века святым Домиником де Гусманом для проповеди Евангелия «словом и примером» и действующий на основе Устава святого Августина.

Возникновение Ордена доминиканцев тесно связано с проповеднической деятельностью, осуществлявшейся в Южной Франции в 1206-17 годах группой священников из епархии Осма (Кастилия) с целью противодействовать распространению учения катаров. Формирование первой монашеской общины, сложившейся в Тулузе вокруг святого Доминика, традиционно датируется 1214-15; буллами «Religiosam vitam eligentibus» и «Gratiarum omnium» папы Римского Гонория III (1216-27) соответственно от декабря 1216 и января 1217 было дано официальное утверждение ордена. На первых генеральных капитулах в Болонье (1220, 1221) была окончательно определена организационно-правовая база ордена, установлены его главные задачи. Отличительной особенностью организационных принципов доминиканцев стала большая, нежели в других монашеских орденах, централизация власти: избиравшиеся настоятели (приор, провинциал, генеральный магистр) несли ответственность перед конвентом (монашеской общиной), провинциальным или генеральным капитулом; каждый монах приносил присягу генеральному магистру. В 1221 году доминиканцам принадлежали уже около 70 монастырей; впоследствии возникло 12 орденских  провинций  (испанская, провансальская, французская, ломбардская, римская, венгерская, немецкая, английская, иерусалимская, греческая, польская, датская). В 1256 число монахов-доминиканцев приблизилось к 7 тысячам, к концу 13 века оно составляло около 10 тысяч. Доминиканские богословы осуществляли преподавательскую деятельность в университетах Парижа, Оксфорда, Болоньи, Падуи, Флоренции, Кёльна и других городов. К числу крупнейших богословов-доминиканцев принадлежали Альберт Beликий, архиепископ Кентерберийский Роберт Килуордби (1272-79), Фома Аквинский; из среды доминиканского монашества вышел папа Римский Иннокентий V (1276). Существенным был вклад доминиканского монашества в различные области культуры и знания классического Средневековья: Вильему из Мербеке (умер после 1281) принадлежат переводы сочинений Аристотеля, Архимеда, Герона Александрийского и других древнегреческих авторов; архиепископу Генуи Якопо да Вараццо (умер 1298) - агиографические и так называемые исторические произведения (среди основных - «Золотая легенда», «История Генуи от основания города до 1297»); Винсенту из Бове - сочинение энциклопедического характера «Великое Зерцало». Представителями мистической традиции, зародившейся в доминиканской среде в 13-14 века, были Мейстер Экхарт (около 1260 - около 1328), Екатерина Сиенская, Джованни Доминичи (конец 14 - начало 15 века), Роза Лимская (1586-1617) и др. В период до начала 14 века миссионерская деятельность доминиканцев охватила территорию от Балтики до Причерноморья. Около 1221 венгерскими доминиканцами была организована миссия в Поволжье, в районе расселения тюркоязычных куманов (просуществовала вплоть до монгольского вторжения в 1240). В 1300-1450 в Кафе (Каффе; Северное Причерноморье), Пере (в непосредственной близости от Константинополя), а также в Грузии, Персии, Туркестане и Индии действовали доминиканские миссии. Одним из наиболее значительных миссионерских достижений доминиканцев стало основание в 1318 архиепископии Султания (Персия) с 6 суффраганатами. В 14 - начале 15 века епископы-доминиканцы, чередуясь с францисканцами, возглавляли кафедры крупнейших итальянских факторий в Северном Причерноморье - Чембало, Солдайи, Таны, окормляли также Тебризское, Мешхедское, Тифлисское католические епископства. Постоянная доминиканская миссия в Кафе (турецкий Кефе) продолжала действовать и в 1-й половине 17 века, уже после завоевания фактории Османской империей.

Реклама

В 14-15 веках в общинной жизни доминиканцев наметился кризис, что привело к возникновению внутри ордена движения обсерванции (за возвращение к аскетическим идеалам и за строгое соблюдение устава). Возникшие в различных орденских провинциях обсервантские конгрегации обладали правом автономии, однако находились в подчинении генеральному магистру ордена. Одним из наиболее значительных представителей доминиканской обсерванции был Дж. Савонарола.

16 век был отмечен расширением миссионерской деятельности доминиканцев. В 1510 доминиканцы прибыли на остров Гаити, в 1512 возник доминиканский монастырь на острове Доминика. Опорой для миссионерской деятельности доминиканцев в Китае, Корее и Японии стала основанная в 1592 орденская провинция на Филиппинах. В тот же период в Англии, Швеции, Германии, охваченных Реформацией, многие доминиканские монастыри, а также провинции были ликвидированы. Процесс ослабления доминиканского влияния, обусловленный в немалой степени возникновением новых монашеских орденов, прежде всего, ордена иезуитов, не затронул в 16 - начале 17 века польские и литовско-русские земли; в 1-й половине 17 века на этой территории значитительно увеличилось число доминиканцев, усилилось их культурное влияние (краковская и вроцлавская доминиканские библиотеки принадлежали к числу крупнейших в Польше). В 17-18 веках в Европе в жизни ордена наметились новые кризисные явления, обусловленные ограничением его независимости со стороны светских властей, введением в 1804 на всех территориях французской империи единого гражданского кодекса (Кодекса Наполеона); в период 1777-1832 не состоялось ни одного генерального капитула доминиканцев. В 1804-1805 в ордене произошёл раскол - 16 испаноязычных провинций добились права автономии (действовала до 1872).

Кризисные явления в жизни ордена и необходимость их преодоления стали причиной возникновения внутри ордена и усиления на протяжении 1-й половины 19 века нового реформаторского течения, базой распространения которого послужили орденские провинции Франции. Оно было возглавлено доминиканцем Ж. Б. Анри Лакордером (1802-61), а после его смерти - В. Жанделем, генеральным магистром ордена (1850-72), стремившимся, опираясь на духовное наследие святого Доминика, вернуть ордену духовное и организационное единство. Особое внимание уделялось при этом улучшению доминиканского образования и развитию богословской традиции. К концу 19 века положение ордена в Европе (особенно в Германии, Бельгии, Нидерландах, Испании) значительно укрепилось. Его быстрое развитие происходило и в США, куда  доминиканцы  впервые  прибыли в 1804; в начале 20 века там насчитывалось около 200 монахов, к 1940 - три орденские провинции; в 1911 орденская провинция была также учреждена в Канаде.

Несмотря  на  трагические события 1-й половины 20 века (Первая мировая война 1914-18, Гражданская война в Испании 1936-39, Вторая мировая война 1939-45), особенно отразившиеся на европейских орденских провинциях, к 1967 году орден насчитывал 10 085 монахов.

В начале 21 века основными сферами деятельности доминиканцев остаются проповедь Евангелия, изучение наук, образование, борьба с ересями, миссионерская деятельность. Во главе  ордена стоит генеральный магистр.

Каждую орденскую провинцию возглавляет провинциальный приор, каждую монашескую общину - конвентуальный приор. Они несут ответственность перед общим собранием - конвентуальным, провинциальным или генеральным капитулом. В ведении доминиканцев - римский университет «Ангеликум» (1909; с 1963 Папский университет Святого Фомы Аквинского), Французская библейско-археологическая школа в Иерусалиме; доминиканцы преподают во многих католических университетах Европы и Америки, ведут широкую издательскую деятельность (около 160 периодических изданий), среди которых наиболее крупными являются «Revue biblique» (с 1892), «Revue thomiste» (с 1893), «Analecta Sacri Ordinis Fratrum Praedicatorum» (с 1893), «Archivum Fratrum Praedicatorum» (с 1931). В начале 21 века орден насчитывает около 7000 монахов и более 600 монашеских обителей; генеральная курия ордена находится в монастыре Святой Сабины (Рим).

Второй орден сестёр-монахинь (Moniales Ordinis Praedicatorum), доминиканки. Наряду с мужской (Первый орден) имеется также женская ветвь Ордена святого Доминика, состоящая из созерцательных либо деятельно-созерцательных монастырей, а также монашеских конгрегаций и общин.

Первые женские монастыри были основаны самим святым Домиником в Пруйе (1206-07), Тулузе (1215), Мадриде (1220), Риме (1221). Доминиканками также был принят Устав святого Августина, а в 1259 - монашеская конституция, установившая полное воздержание от мясной пищи, продолжительные  посты, строгий затвор. К началу 14 века в Европе насчитывалось около 150 монастырей и 7500 сестёр, находившихся в юрисдикционной зависимости от доминиканских настоятелей. Начиная с 14 века, под влиянием идей Екатерины Сиенской и движения терциариев, во Втором ордене сформировались тенденции к преобразованиям, направленным на более активное участие монахинь в жизни общества. В 1-й половине 19 века затворнические монастыри доминиканок часто принимали статус общин Третьего регулярного ордена святого Доминика и размещали в своих стенах организованные сёстрами школы. Постановления Ватиканского II собора, касающиеся монашеских орденов, привели к созданию 12 федераций доминиканцев Второго ордена. В начале 21 века более чем в 220 монастырях насчитывается около 4000 монахинь. Второй орден святого Доминика представлен также более чем 90 монашескими конгрегациями, занимающимися преимущественно религиозным воспитанием и образованием, уходом за больными и миссионерской работой. К числу наиболее значительных конгрегаций относятся: Благовещения (доминиканки-аннунциатки) - основана в 1856 блаженным Франциском Колем в Испании для осуществления религиозно-воспитательной деятельности  в  сельских районах (в начале 21 века - около 1400 сестёр более чем в 150 обителях); святого Розария - основана в США в конце 19 века для работы в сфере религиозного образования, утверждена в 1944 (в начале 21 века - около 1200 сестёр более чем в 260 обителях); сестёр святого Доминика из Мэринолла - основана в 1914 в США для миссионерской и благотворительной деятельности среди приверженцев нехристианских исповеданий (в начале 21 века - более 700 сестёр более чем в 150 обителях); Введения Пресвятой Богородицы во храм - основана в 1696 во Франции, сёстры посвятили себя медицинскому, образовательному и социальному служению (в начале 21 века - около 3000 сестёр более чем в 400 обителях); святого Сикста - основана в 1891 в Риме при монастыре Святого Сикста (в начале 21 века - около 500 сестёр приблизительно в 50 обителях).

Движение доминиканцев-мирян. В 13 веке из «братств покаяния» сформировался Третий орден святого Доминика (так называемые терциарии) - доминиканцы, посвятившие себя жизни и служению в миру согласно принципам доминиканской духовности (орденский устав утверждён в 1285). В 1974 было принято решение о преобразовании Третьего ордена святого Доминика в движение доминиканцев-мирян (устав движения принят в 1987).

Доминиканская миссия на Руси. Начало миссии относится к 1228-32 годам, когда в Киеве был основан первый доминиканский монастырь. В 1320 в Киеве учреждена католическая епархия, также возглавленная представителем Ордена святого Доминика. Центром доминиканской миссии в Юго-Западной Руси был монастырь во Львове; в конце 15 века известно о присутствии доминиканцев в Новгороде. В 1612 была учреждена особая русская доминиканская провинция святого Гиацинта (святого Яцека Одровонжа). В 1626, решением Конгрегации по распространению веры, русская доминиканская провинция получила статус апостолической миссии, а главной целью избранного тогда же провинциалом русской доминиканской провинции Яна Соколовского стало осуществление посредничества в восстановлении единства между частью Киевской митрополии, не принявшей Брестскую унию 1596, и Римом (проект, позднее отвергнутый Римом, был предложен митрополитом Петром Могилой и епископом Луцким и Острожским  Александром  Пузыной). К концу 18 века русская доминиканская провинция насчитывала 62 монастыря с 565 монахами. В начале 16 века доминиканские миссии распространились на прибалтийские ливонские и прусские земли: в 1500 доминиканская миссия была учреждена в Вильно, в 1644 - основана литовская доминиканская провинция, насчитывавшая к концу 18 века 43 монастыря с 679 монахами. В 1772, после первого раздела Речи Посполитой, к Российской империи отошли земли, на которых располагались 7 монастырей литовской доминиканской провинции и 9 монастырей русской доминиканской провинции. После второго (1793) и третьего (1795) разделов Речи Посполитой число доминиканцев на территории Российской империи возросло. В 1799 император Павел I поручил литовским доминиканцам пастырскую деятельность в Выборгской губернии с окормлением Южной Финляндии, Ингрии и Карелии (миссия существовала вплоть до 1866). В 1799 была учреждена доминиканская миссия в Ревеле с окормлением всей территории Эстонии (просуществовала до 1860). Значительное укрепление позиций доминиканцев на территории Российской империи произошло в начале 19 века, после изгнания из Санкт-Петербурга (1815), а потом и из Российской империи (1820) иезуитов. Доминиканцам были поручены многие бывшие иезуитские приходы, наиболее значительным из которых был приход святой Екатерины в Санкт-Петербурге. В 1820-30-е годы доминиканцы получают приходы в Гатчине, Колпине, Дружноселье, Кронштадте, ведут миссионерскую деятельность в Саратовской, Оренбургской, Уфимской, Астраханской губерниях. Доминиканские миссии существовали в Одессе (1826-42), на Кавказе (1817-30), в Вятской губернии (1837-38), в Кишинёве (с 1824), в Севастополе и Симферополе (1830-40-е годы). Положение доминиканцев на территории Российской империи кардинально изменилось в правление императора Николая I, в особенности после подавления Польского восстания 1830-31. В 1839-м была начата реорганизация административно-территориальной системы присутствия доминиканцев на территории Российской империи: тогда же были объединены литовские и русские доминиканские провинции. С 1842 начались упразднение и конфискация доминиканских монастырских владений, монашеских школ и типографий. С 1860-х по 1880-е годы число доминиканцев на территории Российской империи неуклонно снижалось - к 1881 осталось лишь 48 доминиканских монахов, осуществлявших миссионерско-пастырскую деятельность в Санкт-Петербурге, 6 внутренних и 28 западных губерниях. После 1917 года деятельность доминиканцев, продолженная терциариями, сосредоточилась преимущественно в Москве и Ленинграде. В 1992 на пространстве бывшего СССР был воссоздан провинциальный доминиканский викариат, подчинённый польской орденской провинции. В 1993 на его основе были образованы Генеральный викариат Прибалтики и Белоруссии святых Ангелов-Хранителей и Генеральный викариат России  и  Украины святого Михаила Архангела.

В начале 21 века (данные на 2002) в России, в Санкт-Петербурге, - 1 доминиканская монашеская обитель святой Екатерины, 1 община доминиканок конгрегации святого Сикста; в Москве - 1 доминиканский священник; на территории России действуют около 30 членов движения доминиканцев-мирян.

Доминиканская музыкальная традиция. Доминиканцы придают особое значение музыке в богослужении с середины 13 века (певческий кодекс Гумберта Романского, 1256). Специфично использование большого антифона «Salve Regina» («Радуйся, Царица»; авторы распева и текста неизвестны; введён в обиход в 1230), который исполняется ежедневно по завершении суточного цикла (оффиция). Консерватизм доминиканцев проявляется в сохранении запрета на многоголосные обработки григорианского хорала (капитулы 1242 и 1250), в резком сокращении мелизматики, существенной  для жанра аллилуйи.

Поныне используются в католическом богослужении секвенция «Lauda Sion Salvatorem» («Хвали, Сион, Спасителя») и гимн «Pange lingua» («Воспойте, уста, [таинство достославного Тела]»), автор текстов которых - Фома Аквинский. К ордену доминиканцев принадлежали: Иероним Моравский - теоретик и историк музыки, автор «Трактата о музыке» (около 1272); архиепископ Кентерберийский Роберт Килуордби - богослов и философ, посвятивший часть своего популярного учебника «De ortu scientiarum» («О происхождении наук», около 1250) философскому обоснованию музыки и гармонии.

Лит.: Loenertz R. J. Les missions dominicaines en Orient au XIVe siècle et la société des Frères Рérégrinants pour le Christ // Archivum Fratrum  Praedicatorum. 1932-1934,  1949.  Vol. 2-4, 19; idem. La société des Frères Рérégrinants. Rome, 1937; Davy М.-М. Les dominicaines. Р., 1934; Vesely J. Secondo ordine del San Domenico. Bologna, 1943; Reeves J. В. The Dominicans. Dubuque, 1959; Bennet R. F. The early Dominicans. N. Y., 1971; Redigonda L. А. Secoli dominicani. Bologna, 1972; Щавелева Н. И. Киевская миссия польских доминиканцев // Древнейшие государства на территории СССР. 1982. М., 1984; Hinnebusch W. А. Brève histoire l’Ordre dominicain. Р., 1990.

И. В. Баранов,  Я. Спеж,  Э. Орман, С. Н. Лебедев (доминиканская  музыкальная традиция).