Дошкольные учреждения

ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, предназначены для общественного воспитания детей раннего (от 2 месяцев до 3 лет) и дошкольного (от 3 до 6-7 лет) возрастов. Впервые потребность в общественных дошкольных учреждениях выявилась в 17-18 веках в связи с развитием промышленного производства (первоначально в виде мануфактур) и активным привлечением женщин к производительному труду. Появились различные частные платные детские учреждения, например, в Великобритании школы плетения из соломы, вязания кружев, женские, а также благотворительные учреждения - игральные школы, школы защиты маленьких детей в Германии, «убежища» во Франции. Среди подобных дошкольных учреждений выделялась организованная для крестьянских детей в 1769 году Ж. Оберлином «Вязальная школа» (Франция). В неё  принимались  дети в  возрасте от 3 до 7 лет. Основной задачей школы было религиозное воспитание. Руководительницы (крестьянские девушки) читали детям тексты из Библии, разучивали с ними псалмы и молитвы. Во время обучения дети занимались вязанием. Подобные школы получили широкое распространение.

Реклама

В конце 18 века большое влияние на практику работы дошкольных учреждений оказала концепция взаимного обучения, при котором более подготовленные воспитанники под руководством воспитателя (педагога) обучают товарищей.

В начале 19 века появились первые программы для дошкольных учреждений, созданные на основе концепций дошкольного воспитания Я. А. Коменского и И. Песталоцци.  Во 2-й половине 19 века практика дошкольного воспитания строилась на основе системы Ф. Фребеля. Первое дошкольное учреждение - «Учреждение для развития творческого побуждения деятельности у детей и подростков» - Фребель открыл в 1837 в Бланкенбурге (Германия). В 1840 оно было переименовано в «Детский сад», и с тех пор за дошкольными учреждениями закрепилось это название.

Большое влияние на практику дошкольного воспитания оказали идеи Дж. Дьюи и Г. С. Холла. В дошкольных учреждениях, работавших по их методикам, отсутствовало систематическое обучение. Имея разнообразные материалы, дети самостоятельно искали средства и способы для реализации своих замыслов, преодолевали трудности и в процессе такой деятельности накапливали необходимый жизненный опыт, приобретали знания «попутно», в процессе игры.

В 1880-90-е годы под руководством П. Кергомар проведена реорганизация системы дошкольных учреждений Франции: благотворительные детские учреждения (приюты), предназначенные только для дневного надзора за детьми, были преобразованы в материнские школы и включены в государственную систему образования.

В 1907 в Риме М. Монтессори открыла «Дом ребёнка». Практиковавшаяся в нём система воспитания дошкольников завоевала  признание во многих странах мира.

За рубежом существуют разнообразные типы дошкольных учреждений - детские сады, материнские школы, детские приюты и др. Функционируют как государственные, так и муниципальные, конфессиональные и частные дошкольные учреждения. Дошкольные учреждения могут не входить в общенациональную систему образования; например, в США в каждом штате их работа строится по-разному. В различных типах дошкольных учреждений воспитание детей осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах. Время пребывания ребёнка  в  дошкольном учреждении  колеблется  от  2-3 часов в день 2-3 раза в неделю до круглосуточного пребывания; существуют детские сады с гибким режимом.

В России в 1860-90-е годы появились первые платные детские сады для высших и средних слоёв общества. Открывались также бесплатные детские сады для беднейших слоёв населения, но их число было незначительным. В 1866-1868 А. С. и Я. М. Симоновичи издавали ежемесячный журнал «Детский сад», пропагандировавший систему Ф. Фребеля; выпускались специальные руководства по проведению занятий по его методике. В 1867 при Санкт-Петербургском педагогическом собрании организована комиссия детских садов. Однако организация дошкольных учреждений в России вызвала полемику, так как традиции национального воспитания в большей степени ориентировались на семью. К 1882 в стране насчитывалось лишь 37 платных дошкольных учреждений, к 1896 - около 60. В конце 19 века губернские ведомства стали открывать ясли-приюты для крестьянских детей. Они создавались не только с целью воспитания, но и как санитарно-просветительские учреждения для распространения  знаний  по  уходу за детьми.

После 1917 дошкольные учреждения вошли в государственную систему образования. В 1920-е годы существовало 3 типа дошкольных учреждений - детские дома, детские очаги (для детей рабочих) и детские сады. Их уставы и руководства для воспитателей строились на единых программно-методических указаниях, определявших объём знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть каждый ребёнок. Воспитательная работа ориентировалась на воспитание  личности в духе коммунизма.

В 1989 году создана новая концепция дошкольного воспитания, которая закрепила  направления  работы дошкольных учреждений, ориентированные на гуманизацию воспитания и индивидуальный подход к каждому ребёнку, обеспечение преемственности между всеми сферами социализации ребёнка, изменение характера подготовки педагогических кадров для дошкольных учреждений и пр. Закон Российской Федерации об образовании (1992) установил правовой статус, функции и обязанности дошкольных учреждений. Наряду с 4 государственными типами дошкольных учреждений (ясли, ясли-сад, детский сад, школа-детский сад) стали создаваться новые типы дошкольных учреждений, в том числе конфессиональные и частные. Дошкольные учреждения работают на основе различных систем воспитания (метода Монтессори, свободного воспитания, Вальдорфской педагогики и др.), опираются на авторские образовательные программы. По уставу дошкольного учреждения с родителями заключается договор, в котором оговариваются правила воспитания, образовательные и другие услуги, плата за обучение и пр. В России функционирует около 50 тысяч дошкольных учреждений (2006), которые охватывают 56% детей в возрасте от 1 года до 6 лет включительно.

Лит.: Егоров С. Ф., Лыков С. В., Волобуева Л. М. Введение в историю дошкольной педагогики. М., 2001.

Ю. В. Пасс.