Дравиды

ДРАВИДЫ, группа народов, говорящих на дравидийских языках. Живут в основном в Южной Азии (Индии, Пакистане и Шри-Ланке; отдельные группы - в Бангладеш и Непале). Делятся на северных, центральных и южных дравидов. К северным относятся брагуи в Пакистане, Афганистане, Иране и Туркмении, ораоны (язык курукх) в Северо-Восточной  Индии,   Бангладеш  и   Непале, малто и пахариа (язык малто) в Северо-Восточной Индии (Чхота-Нагпурское плато, возвышенность Раджмахал, плато Шиллонг); к центральным дравидам (Центральноиндийский хребет, горы Виндхья, Сатпура, долина реки Махадео) - гонды, кхонды, койя, пенго и др.; южным дравидам (плоскогорье Декан, Западные и Восточные Гаты, Малабарское и Корамандельское побережье) включают, наряду с крупнейшими этническими общностями   Индии  (телугу,  тамилы,  малаяли и каннара, на территории которых в 1953-56 были созданы «языковые штаты» Тамилнад, Керала, Андхра-Прадеш и Карнатака; тамилы населяют также северные районы Шри-Ланки), малые племена группы адиваси; кодагу, тода, кота, ирула, тулу, курумба, корага, ченчу, кайкада и др. Южные дравиды проживают компактно и составляют большинство населения на своих территориях, остальные составляют анклавы, окружённые недравидийскими народами. Численность дравидов в Южной Азии 210-220 миллионов человек (2004, оценка). С 19 - начала 20 века несколько миллионов дравидов живут также в Юго-Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Сингапур и др.), на островах Тихого и Индийского океанов, в Южной и Юго-Восточной Африке. Антропологически большинство южных дравидов относится к южноиндийской расе, северные и центральные дравиды - к индо-средиземноморской расе, у всех дравидов, особенно в Северной и Северо-Восточной Индии, прослеживаются черты веддоидной расы и австралоидной расы.

Реклама

ДравидыТ. н. дравидийские системы терминов родства, вероятно восходящие к протодравидийской общности, - классический пример построения социальной классификации на основе многопоколенной системы билатеральных кросскузенных браков. В дополнение к бифуркативно-линейным терминам, брат матери называется как муж сестры отца и отец супруга или супруги; сестра отца - как жена брата матери и мать супруги или супруга; кросскузены - как супруги и т. д. Сиблинги классифицируются по относительному возрасту и полу. В 19 веке дравидийские системы терминов родства сравнивали с ирокезскими и использовали их сходство для доказательства происхождения американских индейцев из Азии. Вместе с тем преобладание браков с дочерью  сестры  (родной  или  классификационной) сближает дравидийские системы терминов родства с южноамериканскими, а на основании пережитков, зафиксированных у ряда дравидийских народов (например, радж-гондов), для протодравидийской общности реконструируются черты (общие термины для родственников альтернативных поколений - братья, внуки и деды), общие с австралийскими. Преобладают большие семьи. Счёт родства билатеральный, матрилатеральный или патрилатеральный. Родовые группировки  чаще  всего  отсутствуют.

Дравиды  появились в Южной Азии раньше, чем предки других этнолингвистических общностей современной Индии. Вероятно, протодравиды жили в районах, расположенных на западе и северо-западе от Индостана (предполагается их генетическая близость к населению Древнего Элама и современным носителям уральских языков и алтайских языков), и мигрировали в Южную Азию в конце 5-го - начале 4-го тысячелетия до нашей эры. С дравидами связывают ряд неолитических, энеолитических и мегалитических культур северо-западных, центральных и южных районов Индостана (Мехргарх, Инамгаон, Неваса, Навдатоли, Адичаналлур, Брахмагири, Маски и др.). Дравидийские элементы прослеживаются в культуре, мифологии и, возможно, языке индской цивилизации (3-2-е тысячелетия до нашей эры). По-видимому, к протодравидийскому источнику восходят важнейшие черты общеиндийской культуры: культы Великой Богини-Матери как воплощения сексуальной и космической энергии, юного бога-воителя, Чёрного бога - покровителя скота, священных деревьев, бескровное жертвоприношение («жертва возлиянием», санскритский - пуджа), некоторые формы культа предков и т. п.; в дравидийской мифологии следует, по-видимому, искать прообразы Кали-Дурги, Кришны, Шивы, Сканды и др. В 4-3 веках до нашей эры на территории, населённой дравидами, возникли царства Чола и Пандья в Тамилнаде, Чера в Керале - «морские державы», поддерживавшие торговые связи со странами Средиземноморья, с одной стороны, и народами Юго-Восточной Азии - с другой; населённая телугу Андхра составила ядро государства Сатаваханов, затем входила в государства Чалукьев, Чола и Какатьев. В 14-17 веках нашей эры большая часть южных дравидов вошла в состав империи Виджаянагар. С конца 1-го тысячелетия до нашей эры на ряде дравидийских языков (тамильском, телугу, каннада и малаялам) возникают системы письменности и литературной традиции. Теологи Юга сыграли ведущую роль в обосновании индуистской доктрины бхакти. В Керале начинал свою деятельность один из величайших вероучителей индуизма Шанкара (8-9 века нашей эры). В дравидийских государствах создаются памятники храмовой архитектуры, музыки, танца (на Юге возникают стили классического танца бхарат-натья, катхакали, кучипуди и др.).

Лит.: Dumont L. Hierarchy and marriage alliance in South Indian kinship. L., 1957; Алаев Л. Б. Южная Индия. Социально-экономическая история XIV-XVIII вв. М., 1964; Beals А. R. Dravidian kinship and marriage // Symposium on Dravidian civilization. Austin, 1971; Furer-Haimrordorf Ch. von. The Gods of Andhra Pradesh. Delhi, 1979; Ковалев И. Н. Судьбы индийских племен. М., 1982; Encyclopedia of South Indian culture. Calcutta; Delhi, 1983; Дубянский А. М. Ритуально-мифологические истоки древнетамильской лирики. М., 1989; Elwin V. The Muria and their ghotul. Delhi, 1991; Fuchs S. The aboriginal tribes of India. 3rd  ed. New Delhi, 1992; Trautmann Т. R. Dravidian kinship. Walnut Creek, 1995; Гусева Н. Р. Индия в зеркале веков: Религия. Быт. Культуры. М., 2002; Watts J. Kerala of Gods and Men. Mil., 2004.

Н. В. Гуров;  Г. В. Дзибель (социальная структура).