Дунс Скот Иоанн

Дунс Скот ИоаннДУНС СКОТ Иоанн (Ioannes Duns Scotus) (между 23.12.1265 и 17.3.1266, Данс, Шотландия - 8.11.1308, Кёльн), средневековый богослов и философ, монах-францисканец. Почетный титул «тонкий учитель» (doctor subtilis). Получил образование в Парижском университете.

С 1297 года преподавал в Оксфорде и Кембридже, затем в Париже. В 1303 был изгнан из Франции, так как принял сторону папы Бонифация VIII в его конфликте с французским королём Филиппом IV Красивым. Однако уже в 1304 году вернулся в Парижский университет, где в 1305 получил степень доктора богословия. С 1307 преподавал в Кёльне.

Основные сочинения - «Opus Oxoniense», или «Ordinatio», комментарий к «Сентенциям» Петра Ломбардского; сохранились также записи лекций по «Сентенциям», прочитанных в Оксфорде, Париже и Кембридже. Автор «Собеседований» («Collationes») и комментариев к логическим сочинениям и «Метафизике» Аристотеля.

В целом творчество Дунс Скота можно рассматривать как попытку оригинального синтеза августинианства, оплотом которого был его орден, и ряда идей латинского аристотелизма. В естественной теологии (рациональном учении о Боге) Дунс Скот, как и его предшественники, исходил из того, что знание о Боге может быть получено только на основании знания о тварном мире, посредством восхождения от следствия (творения) к причине (Богу). В противоположность традиционному учению об аналогии Дунс Скот отстаивал принцип «унивокации», или однозначности (имена божественных атрибутов - мудрость, жизнь, благость и т. д. и в случае Бога, и в случае творения обозначают одно и то же). При этом, поскольку в своей земной жизни человек лишён непосредственного созерцания Бога как некоей «этой вот» единичной вещи, знание о Боге может носить только общий характер. Поэтому «собственными» (характерными только для Бога) будут понятия «высшего блага», «первой причины», «высшей мудрости» и т. д. Все эти понятия являются составными, и только одно - «бесконечное сущее» - в некотором смысле является простым («бесконечное» выражает внутренний модус сущего, а остальные понятия обозначают определённые добавления к сущему). Это «собственное наиболее простое понятие Бога, доступное человеку в его земной жизни», является центральным в естественной теологии Дунса Скота. Оно объемлет собой все прочие совершенства, которые надлежит приписывать Богу (так, «высшее благо» сводимо к понятию «бесконечного блага», поскольку ясно, что более высокого, чем бесконечное, блага быть не может).

Реклама

Доказательство существования Бога является, т.о., доказательством существования бесконечного сущего. Оно начинается с доказательства существования первой действующей причины, а также предельной цели и наиболее совершенного сущего. Эти три «первенствования» взаимообратимы: если некоему сущему принадлежит одно из них, то и два других - тоже. Такое сущее наделено волей и разумом и бесконечно; наконец, такое сущее - только одно. В процессе аргументации Дунс Скот соединяет приёмы, характерные для августинианской и аристотелианской традиции: так, классическое аристотелианское «доказательство от действующей причины» сочетается у него с попыткой переформулировать «онтологический» аргумент Ансельма Кентерберийского.

В метафизике как в науке о сущем как таковом (ens qua ens) Дунс Скот особое внимание уделял учению о трансценденталиях, т. е. атрибутах сущего, либо обратимых с ним («единое», «истинное», «благое»), либо необходимо присущих ему как один из членов дизъюнкции («необходимое-ненеобходимое», «конечное-бесконечное» и т.д.). Отчасти с этим учением связана идея Дунса Скота о формальном различии (distinctio formalis а parte rei) - средним между реальным [различие между двумя самостоятельно существующими вещами или отделимыми (реально или потенциально) частями одной вещи] и логическим [различие, производимое познающим умом и не имеющее основания в реальности, например между определяемым («человек») и определением («разумное смертное животное»)]. Формальное различие имеет место между «определённостями», или «формальностями» (formalitates), одной вещи, которые, будучи неотделимыми (ни реально, ни потенциально) от самой вещи и друг от друга, в определённых аспектах (например, по своим действиям или по производимым в познающем уме понятиям) отличаются как от самой вещи, так и друг от друга. Примером может служить различие указанных обратимых атрибутов сущего, сущности и существования, а также способностей души (воля и разум); в богооткровенной теологии формальное различие применимо к Лицам Троицы.

Отрицая в учении о форме и материи традиционное отождествление материи с потенциальностью, а формы - с актуальностью, Дунс Скот, во-первых, полагал, что первоматерия может существовать даже без субстанциальной формы, и, во-вторых, отвергал всеобщий гилеморфизм, характерный в целом для августинианской школы (как чистая материальность не лишена актуальности, так и чистая нематериальность не обязательно свободна от потенциальности). В вопросе о множественности субстанциальных форм Дунс Скот считал, что некоторые сущие обладают, по крайней мере, двумя субстанциальными формами. В случае человека таковы «форма телесности» (придающая телу три измерения и делающая его собственно телом) и разумная душа (оживляющая тело и делающая его телом собственно человека). Проблему универсалий Дунс Скот решал в реалистическом ключе: общая природа (natura communis) существует реально, но только в «этом вот» индивиде, ограниченная (индивидуализированная) «этовостью» (haecceitas).

Отвергая августинианскую теорию божественной иллюминации, Дунс Скот принимал теорию абстрагирования. При этом он, однако, указывал, что помимо познания общих природ вещей безотносительно реального существования объектов, обладающих таковыми природами (intellectio abstractiva), имеет место и иной тип интеллектуального познания - интуитивное познание вещи или общей природы вещи именно как существующей «здесь и сейчас».

В антропологии и этике Дунса Скота основополагающим является принцип превосходства воли над разумом и её полной свободы. Воля человека есть domina sui actus, госпожа над своими действиями. Разум не детерминирует волю, поскольку воля не является только разумным желанием: в ней можно различать два стремления - к полезному (affectio commodi) и к справедливости (affectio iustitiae). Первое стремление разумно в том смысле, что оно направлено на благо, которое в качестве такового демонстрирует воле разум, познавая, что некая вещь является благой и полезной; оно действительно детерминировано (любой человек стремится к благу и к счастью), а потому только благодаря ему воля не может называться свободной, кроме того, действия человека, определяемые этим стремлением, не могут считаться моральными в собственном смысле слова. Собственно свобода воли, равно как и моральность человеческих действий, связана со стремлением к справедливости. Соблюдая закон (как естественный, так и божественный), человек не всегда ищет для себя пользы и счастья, однако в отказе от них и в следовании справедливости как раз и состоит свобода воли и нравственность действий.

Дунс Скот одним из первых сделал акцент на практическом характере богооткровенной теологии: она не столько умозрительная, сколько практическая дисциплина, поскольку учит деятельной любви к Богу. Дунс Скот знаменит также тем, что отстаивал учение о непорочном зачатии Девы Марии, ставшее догматом Римско-католический церкви в 1854.

Соч.: Opera omnia / Ed. L. Vivès. Р., 1891- 1895.Vol. 1-26; Opera omnia / Ed. С. Balić е. а. Vatican, 1950-; Избранное / Под редакцией Г. Г. Майорова. М., 2001; Трактат о первоначале / Пер. А. В. Апполонова. М., 2001.

Лит.: Grajewski М. The formal distinction of Duns Scotus. Wash., 1944; Gilson Е. Jean Duns Scot: Introduction à ses positions fondamentales. Р., 1952; Bettoni Е. Duns Scoto filosofo. Mil., 1966; Stadter Е. Psychologie und Meta-physik der menschlichen Freiheit. Die ideengeschichtliche Entwicklung zwischen Bonaventura und Duns Scotus. Мünch., 1971; Wolter А. В. The philosophical theology of John Duns Scotus. Ithaca, 1990; Bonansea В. L’uomo е Dio nel pensiero di Duns Scoto. Mil., 1991; Frank W.А., Wolter А. В. Duns Scotus, Metaphysician. West Lafayette, 1995; Cross R. Duns Scotus. N. Y.; Oxf., 1999; The Cambridge companion to Duns Scotus / Ed. Т. Williams. Camb., 2003.

А. В. Апполонов.