Дура-Европос
ДУРА-ЕВРОПОС (греческий - Εύρωπός или Εύρωπος), крепость на реке Евфрат, близ современного Калат-эс-Салихия, в Сирии, существовавшая с 300 до нашей эры до 256 нашей эры. Получила известность в связи с многочисленными археологическими находками, наиболее важной из которых явилось открытие христианского «дома собраний» доконстантиновской эпохи с хорошо сохранившимся фресковым комплексом.
Основана царём Селевком I Никатором (около 358 - около 280 до нашей эры), тогда же получила наименование Европос по одноимённому поселению в Македонии (наименование Дура зафиксировано только в одном источнике 1 века нашей эры - списке «Парфянских укреплений» Исидора Харакского). Регулярная планировка восходит к селевкидскому времени. В центре города - агора, храмы Аполлона (позднее перестроен в храм Артемиды), Зевса Мегистоса, дворцы (все - 3 - середина 2 века до нашей эры). Около 100 до нашей эры перешла под власть Парфянского царства; в 160-е годы нашей эры, при римском императоре Люции Вере, стала местом дислокации римского гарнизона, охранявшего дорогу от Пальмиры к Антиохии, переправу через Евфрат и вход в долину Евфрата с запада. В середине 3 века крепость стала пограничным пунктом между Римской империей и державой Сасанидов, боровшимися за влияние в регионе. Утрата Римом крепости в 256 (при раскопках обнаружены монеты царя Шапура I, правившего в 239-272) стала одной из основных причин поражения римского императора Валериана в войне с персами. После разрушения в середине 3 века не восстанавливалась.
Реклама
Начало археологическим исследованиям Дура-Европоса было положено благодаря случайному обнаружению в 1920 году фрагментов фресок святилища пальмирских богов. Тогда же исследования были переданы руководителю археологической экспедиции Чикагского университета Дж. Г. Брестеду, а после передачи высоты Салихийе Франции - археологу Ф. Кюмону. После незначительного перерыва исследования Дура-Европоса были возобновлены в 1928 силами Йельского университета и Французской академии. Экспедицию возглавил М. И. Ростовцев, в работах участвовали Ф. Кюмон (Франция), К. Хопкинс (США). Поворотным в процессе раскопок оказался полевой сезон 1931-1932. Тогда вблизи от внутренней стороны западной городской стены под насыпью искусственно возведённого гласиса был открыт большой частный дом конца 2 века нашей эры (квадратный в плане, со стороной около 18 м, при высоте стен более 5 м), в период между 232/233 и 256, судя по граффити на стенах, перестроенный в христианский «дом собраний» (латинский domus ecclesiae). Внутренний двор дома был замощён, вдоль трёх сторон (исключая портик) находились скамьи, пристроенные также с внешней стороны дома. Одна из стен в анфиладах парадных комнат была снесена, благодаря чему возник большой зал (5,15х12,9 м), вмещавший около 70 человек. В восточной части зала было устроено возвышение (бема) как место алтаря.
Одна из узких комнат на западной стороне дома позади вестибюля была превращена в баптистерий, в западной части которого под особо выделенным арками сводом находился бассейн. Свод, потолок и стены баптистерия украшали фрески: на стенах бассейна - Адам и Ева; над ними - Пастырь Добрый; на южной стене - Давид и Голиаф; на северной - Исцеление расслабленного, Хождение по водам; в нижнем ряду - сцена с женщинами, подходящими к сооружению с фронтоном (возможно, жёны-мироносицы). Изображения Храма, Ковчега, Меноры во фресках баптистерия отсутствуют. Граффити на греческом языке в комнатах и в баптистерии (18 текстов); некоторые были, несомненно, христианского происхождения, большая часть - апотропеические (азбучного типа). Христианские граффити - в основном поминальные, призывающие благословение Христа на читающего или предлагающие помянуть писавших (Павла и Петра, его сына, «смиренного Сисеона», Прокла, Дорофея). Из других находок в Дура-Европосе, связанных с ранней историей христианства, выделяется фрагмент перевода Диатессарона Татиана. Рядом с христианским «домом собраний» была открыта синагога (244-245 нашей эры, реконструирована с перенесением росписей в Национальный музей в Дамаске), также засыпанная при возведении внутреннего гласиса. Из фресок синагоги необходимо выделить изображение противостояния пророка Илии восьми лжепророкам Ваала.
Из других сооружений парфянской и римской эпох в Дура-Европосе сохранились: цитадель, термы, фрагменты святилищ Баала, Артемиды-Нанайи, Атаргатис, Зевса Кюриоса, Зевса Теоса, Митреум (святилище бога Митры) с росписями, а также святилище пальмирских богов. Последнее было открыто случайно (1920), когда английский пехотный гарнизон под командованием М. С. Мерфи занял высоту Салихийе. В ходе подготовки оборонительных траншей были обнаружены фрагменты росписей: изображение жертвоприношения некоего Канона перед собранием жрецов, в соседней комнате - фрагмент, изображающий жертвоприношение с участием трибуна римского гарнизона Юлия Теренция, рядом с которым были изображены полковой знак и бюст обожествлённого императора. Ещё одна фреска представляла изображение богини - покровительницы крепости. Основные цвета фресок - красный, жёлтый, чёрный. Обнаруженные в Дура-Европосе фрагменты фресок, рельефы, письменные памятники ныне распределены между музейными собраниями Лувра, Национального музея в Дамаске и Художественной галереи Йельского университета в Нью-Хейвене.
Лит.: The excavations at Dura-Europos: Preliminary reports. New Haven, 1929-1952. Vol. 1- 15; Rostovzeff М. I. Dura-Europos and its art. Oxf., 1938; Kilpatrick Е. D. Dura-Europos: The Parchments and the Papyri // Greek, Roman and Byzantine Studies. 1964. Vol. 5. Р. 215-225; Bickerman Е. Symbolism in the Dura synagogue: А review article // Harvard Theological Review. 1965. Vol. 58. Р. 127-151; Kraeling С. Н. Christian building. New Haven, 1967; idem. The synagogue. 2nd ed. N. Y., 1979; Perkins А. The art of Dura-Europos. Oxf., 1973; Shanks Н. Dura-Europos: window into а vanished Jewish world // Judaism in stone: the archaeology of ancient synagogues. N. Y.; Wash., 1979; Matheson S. Dura-Europos: the ancient city and the Yale collection. New Haven, 1982; Gates М. Н. Dura-Europos: а fortress of Syro-Mesopotamian art // Biblical Archaeologist. 1984. Vol. 47. Р. 166-181; Weitzmann К., Kessler Н. L. The frescoes of the Dura synagogue and Christian art. Wash., 1990; Gutmann J. The Dura-Europos synagogue: а re-evaluation (1932-1992). Atlanta, 1992; Wharton А. Good and bad images from Dura-Europos: texts, contexts, pretexts, subtexts, intertexts // Art History. 1994. Vol. 17. Р. 1-25; White L.М. Social origins of Christian architecture. Valley Forge, 1996-1997. Vol. 1-2.
Л. А. Беляев.