Дуйсбург

ДУЙСБУРГ (Duisburg), город на западе Германии, земля Северная Рейн-Вестфалия, в Рурском индустриальном районе. Расположен на правом берегу Рейна (вытянут на 30 км от южной окраины Хуккинген до северной - Вальзум), у впадения в него рек Рур и Эмшер и у канала Рейн - Херне. Население 500,2 тысяч человек (2007). Входит в состав крупнейшей в стране полицентрической городской агломерации - Нижнерейнско-Рурской конурбации с населением около 11,8 миллионов человек; вместе с фактически слившимися Эссеном, Бохумом, Дортмундом и рядом других менее крупных городов образует её главное ядро - Рурштадт. В 20 веке в состав Дуйсбурга было включено много пригородов (в 1905 - Рурорт и Мейдерих, в 1929 - Хамборн и др., в 1975 - Вальзум, Хомберг, Рейнхаузен, Румельн-Кальденхаузен и Берль). Важный транспортный узел, западные «ворота» Рура. Дуйсбург - крупнейший речной порт мира (площадь 1250 га; 22 причала, длина причальных линий свыше 40 км; ежегодно заходит свыше 22 тысяч судов). В грузообороте (более 50 миллионов тонн в 2006) растёт доля транзитных и перевалочных грузов. Основная инфраструктура портового комплекса сосредоточена в Рурорте. Дуйсбург выполняет функции самого западного германского морского порта (перегружается около 2 миллионов тонн грузов, заходит около 2 тысяч судов типа «река - море»). По Рейну в Дуйсбург ввозятся руды, металлолом, лесоматериалы, зерно и другие агропродукты, промышленные полуфабрикаты, а также крупногабаритная продукция машиностроения; вывозятся главным образом машины, оборудование и разнообразная металлопродукция, а также кокс, химикаты, продукция деревообработки. Канал Рейн - Херне связывает Дуйсбург с другими каналами Рурской области и системой Среднегерманского канала. На базе порта Дуйсбург с 1991 года функционирует зона свободной торговли «Rhein-Ruhr-Hafen Duisburg».

Реклама

Дуйсбург Дуйсбург - второй по значению (после Франкфурта-на-Майне) железнодорожный узел Германии (сходятся 6 лучей железнодорожных магистралей); в начале 21 века вошёл в пятёрку крупнейших железнодорожных узлов ЕС по грузообороту. Крупный узел автодорог (5 автобанов, а также дороги регионального и местного значения). Велико значение Дуйсбурга в комбинированных перевозках грузов, в том числе в транспортировке контейнеров (с железнодорожных составов на суда перегружаются 712 тысяч контейнеров ДФЭ; 2006).

Возник на месте заложенного предположительно в середине 8 века королевского бурга, который в 10 веке был преобразован в пфальц и получил название Диспарг (латинский - Dispargum). Первое упоминание о Дуйсбурге в письменных источниках относится к 883-884 в связи с его захватом на короткое время викингами. Около 1120 года окружён валом и каменной стеной (новая стена воздвигнута в конце 13 века). В 1129 получил статус имперского города. Дуйсбург, развивавшийся на пересечении торгового пути Хелльвег (соединял Вестфалию с Рейнландом) с Рейном, к 12 веку стал значительным торговым центром; в 1173 пожалован правом проведения ярмарок. Входил в Ганзу. С начала 13 века экономическое развитие Дуйсбурга замедлилось в связи с изменением русла Рейна (на 2 км к западу). Начиная с 1209, неоднократно передавался германским императором в залог удельным князьям, в 1290 отошёл к графству (с 1409 герцогству) Клеве. В 1445 выдержал осаду войска архиепископа Кёльнского. В 1555 в Дуйсбурге была проведена Реформация. В 1614 (окончательно в 1666) вместе с герцогством Клеве перешёл под власть Бранденбурга, впоследствии Пруссии, в 1674 утратил статус имперского города. Со 2-й половины 17 века разросшийся и достигший Рейна Дуйсбург стал крупным портом, начал активно участвовать в международной торговле (в 1674 восстановлена судоходная связь с Нидерландами) и ускоренно развиваться. В 1693-м в Дуйсбурге была учреждена первая мануфактура, в 1712 построена верфь. В 1820-е годы в Дуйсбурге и пригородах начала развиваться промышленность (в 1824 основан первый химический завод, в 1829 - пароходная верфь). Особенно быстрый рост начался во 2-й половине 19 века; главные факторы экономического подъёма - начало разработки (с 1867) высококачественного коксующегося каменного угля (особенно в северной части Дуйсбурга) и формирование крупного портового хозяйства.

Дуйсбург В конце 19 - начале 20 века в Дуйсбурге и вокруг него появились каменноугольные шахты, крупные металлургические заводы концернов «Thyssen» (в северных пригородах Дуйсбурга - Хамборне, Рурорте, Бекерверте, Мейдерихе), «Krupp» (в Рейнхаузене) и «Мапnesmann» (на юге Дуйсбурга - в Хуккингене, Гросенбауме). На этой базе в 20 веке сложилось мощное энергетическое хозяйство, выросли другие отрасли тяжёлой индустрии - цветная металлургия (прежде всего, медеплавильное производство - «Duisburger Kupferhütte»), тяжёлое машиностроение, коксохимия, судостроение. В 1892 начала работу зерновая, в 1901 - корабельная биржа.

В марте 1921 - сентябре 1925 оккупирован франко-бельгийскими войсками. В годы 2-й мировой войны промышленные предприятия города (Дуйсбург являлся одним из основных центров бронетанковой промышленности Германии) играли важную роль в выпуске военной продукции. В результате налётов англо-американской авиации в 1943-45 центральная часть города была полностью уничтожена, разрушено 44% зданий и промышленных сооружений. В 1945-49 Дуйсбург входил в британскую зону оккупации Германии, часть предприятий, в том числе металлургические заводы «August Thyssen-Нütte AG», «Niederrheinische Нütte AG» и др., по решению союзников были демонтированы. К началу 1950-х годов город был восстановлен; экономика сохранила ориентацию на развитие отраслей, связанных с портовым хозяйством и металлургией. Кризис в угледобыче (с конца 1950-х годов; в административных границах города прекращена в 1980-е годы) и сталеплавильном производстве (с середины 1970-х годов) привёл к закрытию ряда крупных предприятий и росту безработицы.

В 1960-70-е годы Дуйсбург - один из главных очагов экологического неблагополучия; в конце 20 - начале 21 века проведены масштабные природоохранные мероприятия по радикальному улучшению качества городской среды. Дуйсбург занимает одно из первых мест в земле Северная Рейн-Вестфалия по концентрации иностранных рабочих и служащих (в 1970-2000-е годы здесь сложилась одна из самых крупных в Западной Европе турецких общин) и уровню безработицы (14,9% экономически активного население, 2006).

Сохранились: фундаменты пфальца (10-12 века), городские стены (12-13 века), позднеготический собор Спасителя (14 век - 1415), так называемый Трёхщипцовый дом (1536), церкви Святого Иосифа (1871-74), Кристускирхе (1908, архитектор Ф. Ратцель), Либфрауэнкирхе (1913-15, восстановлена в 1945-51), здания Ратуши (1897-1902, архитектор Ф. Ратцель), железнодорожного вокзала (1934). Центр иудаизма (1999, архитектор Ц. Хекер). В 1990-е - начале 2000-х годов при реализации проекта «Eurogate Duisburg» была проведена масштабная реконструкция портовой зоны (архитекторы Н. Фостер, Ж. Херцог и П. Де Мёрон); в примыкающем к порту квартале Дуйсбурга под жилые дома и офисы оборудованы некоторые бывшие склады зерна, силоса и мукомольные фабрики. Рядом с портом по проекту израильского архитектора Д. Каравана создан так называемый «Сад воспоминаний» (музей под открытым небом старой портовой части Дуйсбурга; сохранены остовы бывших складских сооружений).

Дуйсбург - значительный центр культуры, науки и образования. Университет Дуйсбурга - Эссена (основан в 1655 как университет Дуйсбурга, просуществовал до 1818, вновь открыт в 1972, с 2003 современное название; НИОКР преимущественно в области микроэлектроники). Ведущие НИИ Дуйсбурга - институты микроэлектронных схем Общества Фраунгофера, речного судостроения, сварки. Технологический парк в Нойдорфе (фирмы, специализирующиеся на НИОКР и экспериментальном производстве в области микроэлектроники). Городская библиотека (1901). Крупнейшие музеи Дуйсбурга - Музей В. Лембрука (1905; представлены его произведения, а также коллекция скульптуры 20 века), Нижнерейнский музей (экспозиция по истории, археологии и краеведению Нижнерейнского региона, истории картографии); среди других - Музей истории и культуры Дуйсбурга (1902), немецкого речного судоходства (1979, в Рурорте), современного искусства из собрания Гроте (1999, в бывшей мельнице Кюпперсмюле), Горный музей. Многофункциональный выставочно-концертный комплекс «Меркаторхалле» (2500 мест). В городском районе Марксло (неофициальное название «маленький Стамбул») в 2006 году открыт крупнейший в Германии Исламский культурный центр (площадь 2500 м2) с самой большой в стране мечетью. Театры: Оперный театр (отделение «Немецкой оперы на Рейне»), детский, «Фабрика», «Резиденц театер»  (в здании 1912) и др. С 1976 ежегодно проходит фестиваль «Дуйсбургская неделя кино». Отделение высшей школы музыки и изобразительного искусства «Фолькванг» (1972). Филармонический оркестр (1877; современное название с 2001).

В пределах города располагаются обширные зелёные массивы, в том числе Старый городской парк, парк имени И. Канта, ландшафтный парк «Норд», рекреационный парк в Хамборне. Спортивный парк «Ведау», на территории которого расположены ледовый дворец (1971; 4,8 тысяч мест, площадка хоккейного клуба «Дуйсбург»), футбольный и легкоатлетический стадион, а также Спортивная академия - одна из крупнейших в Европе; на озёрах парка Ведау ежегодно проводится Дуйсбургская регата. В массиве Дуйсбургский Лес на юго-востоке города (на границе с Мюльхаймом) находится самый большой в Руре зоопарк (свыше 1 миллиона посетителей в год) с дельфинарием, питомником для разведения китов, аквариумом, Китайским садом.

Дуйсбург В сфере услуг занято около 70% работающих (середина 2000-х годов); главную роль в её развитии играет сектор транспорта, связи и логистики. Дуйсбург - центр логистики мирового значения, один из крупнейших в Европе; в 1990-2000-е годы крупные инвестиции в его развитие были вложены ведущими мировыми транспортными и логистическими компаниями (американо-германской «DHL International», японской NYK, швейцарской «Кühne + Nagel International AG», британской «Wincanton», нидерландской «Vos Logistics»). Основная часть логистических служб и портового хозяйства Дуйсбурга находится в ведении «Duis-burger Hafen AG» и его дочерних компаний, которые предоставляют полный пакет услуг в области транспортной и логистической инфраструктуры. Значительный центр банковско-финансовых, страховых, информационных, деловых услуг (представительства крупных германских и иностранных компаний, в том числе «ThyssenKrupp AG», «Mannesmann AG», «Demag AG», Е.ON AG, RAG, «Klëckner-Werke AG», «DHL International», «Кönig Brauerei AG»), общеевропейская штаб-квартира транснациональной электронной и электротехнической корпорации «Hitachi Power Europe», правления ряда других фирм. Компания «Klöckner & Со AG» (правление в Дуйсбурге, входит в «Klöckner Holdings GmbH») - одна из ведущих германских фирм в сфере оптовой и международной торговли чёрными металлами и металлоизделиями. На рубеже 20-21 веков Дуйсбург стал крупным центром проведения международных конференций, промышленных выставок, съездов и собраний общественных, политических, спортивных организаций, научно-технических и производственно-отраслевых объединений Германии и стран ЕС (необходимая инфраструктура существенно расширилась при реализации проекта «Eurogate Duisburg»).

Дуйсбург - один из важнейших индустриальных центров страны. Дуйсбургский промышленный узел - крупнейший район чёрной металлургии (около 17 миллионов тонн стали в год; около 40% национального производства), где сконцентрированы предприятия ведущей германской металлургической корпорации «ThyssenKrupp AG» и концерна «Mannesmann AG», основного германского производителя трубопроката (трубопрокатное подразделение концерна - «Mannesmannröhrenwerke AG» - с 2000 контролируется металлургической корпорацией «Zalzgitter AG»). В конце 20 - начале 21 века ряд предприятий отрасли были закрыты (в том числе в 1993 демонтирован один из крупнейших комбинатов полного цикла «Нüttenund Bergwerke Rheinhausen AG»); в середине 2000-х годов действуют три металлургических комбината полного цикла и специализированные предприятия по производству листового проката, трубопроката, проволоки, передельные заводы (цепочка металлургических заводов Дуйсбурга вытянута вдоль Рейна на 15 км). Цветная металлургия представлена главным образом выпуском черновой и рафинированной меди; в незначительных объёмах выплавляются цинк и кобальт, а также олово и кадмий (Вангейм), полуфабрикаты из цинка и цинково-свинцовые сплавы (Хамборн). Традиционно развито тяжёлое машиностроение (около 10% объёма национального производства, 1-е место в Германии), основу которого составляют предприятия диверсифицированных концернов «Demag AG» и «Mannesmann AG»; их машиностроительные подразделения объединены в компанию «Mannesmann-Demag» (с концерном «SMS Schloemann-Siegmag AG» с 1999 образует машиностроительную корпорацию «SMS Group», одну из крупнейших в ЕС в области тяжёлого машиностроения, особенно по производству крупногабаритного прокатного оборудования). Крупное производство стальных конструкций (заводы «Demag AG» и «Thyssen Stahl AG» - подразделение корпорации «ThyssenKrupp AG»), строительных машин, подъёмно-транспортного оборудования (предприятия «Demag AG» и фирмы «Clark Europe GmbH»), средств подвижного железнодорожного состава. Дуйсбург остаётся главным центром речного судостроения Германии (около 30% национального производства речных судов). В последней четверти 20 века несколько верфей были закрыты; сохранившиеся предприятия («Krupp Ruhrorter Schiffswerft», «Meidericher Schiffswerft», «Rheinwerft Walsum», «Heinrich Harbisch Schiffswerft», «Fritz Lünnemann Maschinenfabrik und Schiffswerft»), наряду со строительством речных судов и судоремонтом, всё более специализируются на выпуске смежной машиностроительной продукции. В конце 20 - начале 21 века получили развитие радиоэлектронная промышленность и приборостроение (завод «Hitachi Europe GmbH» - программное обеспечение для систем хранения данных и др.; предприятия «Shimadzu Deutschland GmbH» - хроматографы, спектрофотометры, электронные весы, оптико-эмиссионные и плазменно-эмиссионные спектрометры, электронные микроскопы). Электротехнические предприятия Дуйсбурга выпускают кабели, аккумуляторы, тяжёлое электрооборудование. Химическая промышленность Дуйсбурга (нефтехимия, основная неорганическая химия, углехимия) выросла на базе каменного угля, использования нефтепродуктов и отходных газов цветной металлургии. Пивоваренная промышленность специализируется на производстве двух сортов пива - «Кönig Pilsener» («КöPi») и «Beck»; другие традиционные для Дуйсбурга отрасли пищевкусовой промышленности - табачная и мукомольная. Имеются предприятия мебельной, полиграфической, швейной промышленности; крупнейшая в Руре бумажная фабрика («Haindl Papier GmbH»). Добыча каменного угля ведётся главным образом к северу от Дуйсбурга. В пределах Дуйсбургского промышленного узла расположен значительный индустриальный центр - город Динслакен, в районе которого сосредоточены основные каменноугольные шахты, предприятия нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, ТЭС «Voerde» (крупнейшая в стране из работающих на каменном угле), завод по производству алюминия (в посёлке Фёрде).

Лит.: Roden G. von. Geschichte der Stadt Duisburg. Duisburg, 1970-1974. Bd 1-2.

О. В. Вишлёв, В. Н. Стрелецкий.