Дягилев Сергей Павлович
ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович [19(31).3.1872, Селищенские казармы, село Грузино Новгородской губернии - 19.8.1929, Венеция], российский театральный и художественный деятель, критик. До 1890 жил преимущественно в Перми, затем в Санкт-Петербурге, где окончил юридический факультет университета (1896), был вольнослушателем Петербургской консерватории по классу композиции Н. А. Соколова и классу сольного пения А. Котоньи. Сблизившись с кружком петербургских художников и художественных критиков (его двоюродный брат Д. В. Философов, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, К. А. Сомов и др.), увлёкся историей искусства, особенно живописи и театра. С 1890 неоднократно путешествовал по Европе. В 1899-1901 чиновник особых поручений в Дирекции императорских театров в Санкт-Петербурге (сотрудничал с князем С. М. Волконским), в 1898-1901 редактор «Ежегодника императорских театров». В результате конфликта с Дирекцией (Дягилев считал необходимым реформировать оперно-балетные спектакли, ориентируясь на постановки МХТ) был уволен без права поступления на государственную службу.
Реклама
Дягилев - один из основателей объединения «Мир искусства» (1898) и одноимённого журнала (также редактор и издатель, 1898-1904). Он был инициатором и устроителем ряда петербургских выставок русского и зарубежного искусства, в основу которых положен строгий концептуальный отбор экспонатов и высокий художественный уровень экспозиции: скандинавских художников, немецких и английских акварелистов (обе 1897), русских и финских художников (1898), объединения «Мир искусства» (1900-03, 1906); грандиозная Историко-художественная выставка русских портретов в Таврическом дворце (1905), экспонаты которой Дягилев отбирал во многих имениях и частных собраниях России, представила уникальную панораму русского портрета 18 - начала 20 века.
С 1906 года вся деятельность Дягилева была направлена на пропаганду русского искусства за рубежом, главным образом в Западной Европе. По его инициативе была устроена Русская художественная выставка в рамках Осеннего салона в Париже (1906), на ней впервые европейскому зрителю были показаны древнерусские иконы, творчество русских художников с 18 до начала 20 веков (В. А. Серов, М. А. Врубель и др.). В 1907 году Дягилев организовал Исторические русские концерты в Париже, в которых исполнялась музыка от М. И. Глинки до А. Н. Скрябина. Успех этих концертов, участие в них крупнейших музыкантов своего времени (дирижёры Ф. М. Блуменфельд, А. К. Глазунов, А. Никиш, Н. А. Римский-Корсаков, пианист И. Гофман, пианист и дирижёр С. В. Рахманинов, певцы Ф. И. Шаляпин, Ф. В. Литвин, Е. И. Збруева и др.) побудили Дягилева организовать в 1908 году Русские сезоны за границей, которые стали триумфом русского музыкально-театрального искусства. В их программах были показаны новые русские балеты (в хореографии М. М. Фокина) и ряд русских опер.
В 1911-29 Дягилев был художественным руководителем труппы Русский балет Дягилева. Благодаря своему организаторскому таланту, безошибочному художественному вкусу, обострённому чувству новизны в искусстве Дягилев сумел привлечь к работе в своей антрепризе многих выдающихся артистов (А. П. Павлова, В. Ф. Нижинский, Т. П. Карсавина, О. А. Спесивцева и др.), композиторов (И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, К. Дебюсси, М. Равель, Э. Сати, Ф. Пуленк и др.), хореографов (Фокин, Нижинский, Б. Ф. Нижинская, Б. Г. Романов, Л. Ф. Мясин, С. Лифарь, Дж. Баланчин), дирижёров (Э. А. Купер, Г. Пьерне, П. Монтё, Э. Ансерме, Р. Дезормьер). В оформлении спектаклей принимали участие художники «Мира искусства», а также Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, П. Пикассо, А. Матисс, Ж. Руо, Ж. Брак и др. (ряд крупных мастеров впервые обратился к сценографии под влиянием Дягилева). Личный авторитет Дягилева способствовал привлечению средств многих меценатов – как в России (великий князь Владимир Александрович, княгиня М. К. Тенишева и др.), так и в Европе. Спектакли дягилевской антрепризы, в основу которых был положен синтез современной музыки, хореографии и декорационного искусства, во многом способствовали утверждению авангардизма в области музыки, хореографии и сценографии, оказали большое воздействие на искусство 20 века; они утвердили престиж русского балета и одновременно содействовали возрождению балетного искусства во всём мире.
В 1896-1906 годах выступал как художественный критик (свыше 100 публикаций); автор монографии о Д. Г. Левицком (1902). В последние годы жизни Дягилев обратился к собиранию книг (около 2 тысяч редких русских изданий) и автографов (в том числе Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова), намереваясь создать в России книгохранилище с рукописным отделом. В 1966 году его именем названа площадь в Париже (примыкающая к зданию Парижской оперы). В 1990 в Санкт-Петербурге (Ленинграде) открыт Центр международного искусства имени С. Дягилева. В Перми открыт благотворительный фонд «Дом Дягилева» и мемориальный музей (1990), проводятся международный семинар «Дягилевские чтения» (с 1987) и международный музыкально-театральный фестиваль «Дягилевские сезоны» (с 2003).
Лит.: Beaumont С. W. The Diaghilev Ballet in London. L., [1951]; Sokolova L. Dancing for Diaghilev. L., 1960; Kochno В. Diaghilev and the ballets Russes. N. Y., 1970; Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX в. Л., 1971-1972. Т. 1-2; она же. Нижинский. Л., 1974; Lieven Р. The birth of Ballets-russes. 3rd ed. L., 1973; Haskell А. Diaghileff. N. Y., 1977; Buckle R. Diaghilev. L., 1979; Percival J. The world of Diaghilev. L., 1979; Фокин М. М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. 2-е изд. Л., 1981; С. Дягилев и русское искусство / Сост. И. Зильберштейн, В. Самков. М., 1982. Т. 1-2; Garafola L. Diaghilev’s ballets Russes. Oxf.; N. Y., 1989; Бенуа А. Н. Мои воспоминания. 2-е изд. М., 1990. Т. 1-2; Григорьев С. Балет Дягилева. 1909-1929. М., 1993; Лифарь С. М. Дягилев и с Дягилевым. М., 1994; Ласкин А. С. Неизвестные Дягилевы, или Конец цитаты. СПб., 1994; Дягилев и его эпоха: Альбом / Авт. текста В. Леняшин. СПб., 2001; Стравинский И. Ф. Хроника моей жизни. М., 2005.
В. А. Кулаков, О. В. Фраёнова.