Единоверие

ЕДИНОВЕРИЕ, историческая форма воссоединения части старообрядцев с Русской православной церковью; совокупность приходов Русской православной церкви, находящихся с ней в вероисповедном единстве, но придерживающихся в богослужебной практике книг и обрядов, принятых в РПЦ до богослужебных реформ патриарха Никона.

После раскола РПЦ (середина 17 века) было несколько неудачных попыток церковного воссоединения (смотри Старообрядчество). Только в конце 18 века Святейший Синод согласился с формулой, предложенной группой московских старообрядцев-беглопоповцев. После внесения в неё митрополитом Московским Платоном (Левшиным) существенных исправлений появились так называемые «Правила единоверия», утверждённые Указом императора Павла I от октября 1800 года. Согласно «Правилам», старообрядцы, воссоединяющиеся с православной церковью, не получали собственных архиереев, но могли иметь в обычных епархиях свои приходы и священников, совершающих богослужение по дораскольным уставам и обычаям. Ряд положений ограничивал распространение единоверия: стать единоверцами могли только старообрядцы; православным запрещалось исповедоваться и причащаться у единоверческого духовенства; смешанный брак мог венчаться по выбору брачующихся в обычном или единоверческом храме, но детей от этих браков крестить в единоверческих храмах разрешили только в 1881. Единоверие рассматривалось Синодом как учреждение временное, созданное из снисхождения и исключительно в миссионерских целях. По изначальному замыслу, сформулированному митрополитом Платоном, временное употребление «повреждённых» обрядов допускалось из сострадания к заблуждающимся православно верующим людям, в надежде, что «таковые со временем Богом просветятся и ни в чём неразнствующее с Церковью приидут согласие».

Реклама

Прежний замысел учреждения единоверия стал меняться с появлением в 1905 году манифеста «Об укреплении основ веротерпимости». Основное внимание стало уделяться проблемам уравнения единоверческого духовенства в каноническом статусе с общецерковным, соборной отмены клятв 1666-67, обретения собственного епископата. Новые устремления единоверцев получили сочувствие у значительной части епископата РПЦ, тем более, что исследования церковных историков конца 19 - начала 20 века существенно изменили взгляды на историю и причины церковного раскола 17 века. В 1906-09 начали проводиться епархиальные единоверческие съезды, подготовившие почву для созыва Первого (Санкт-Петербург, 1912) и Второго (Нижний Новгород, 1917) Всероссийских единоверческих съездов, где поднимались вопросы о равночестности старого и нового церковных обрядов, о подлинном единоверии друг с другом всех чад русской Церкви и желательности в дальнейшем использовать иное самоназвание - православные старообрядцы.

7.3.1918 Собор РПЦ взамен прежних «Правил единоверия» принял «Определение о единоверии», по которому единоверческие приходы «входят в состав православных епархий» и «управляются особыми единоверческими епископами, зависимыми от епархиального архиерея»; отсутствуют какие-либо препятствия при переходе прихожан РПЦ в единоверческие приходы и наоборот; предусматривается возможность перехода обычного прихода на старый обряд, а равно и наоборот, для чего необходимо изъявление желания 4/5 общего количества прихожан.

В годы церковных репрессий единоверческие приходы были подвергнуты почти полному уничтожению (к 1988 уцелело лишь 2).

Постановлением Поместного собора РПЦ 1971 года проклятия, наложенные соборами 1666-67 на древние русские богослужебные обряды, были отменены и признана равночестность старых и новых церковных обрядов. В целях интеграции в общецерковную жизнь и выполнения задач подлинной реабилитации древнего богослужебного уклада сами единоверцы предложили впредь называть себя старообрядными приходами РПЦ. Архиерейский собор 2004 учредил Комиссию по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского патриархата.

По состоянию на 2006 в РПЦ имеется около 20 старообрядных приходов (в 2000 насчитывалось 12), некоторые из них находятся в стадии формирования. По благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Москве с 2007 года при Покровском храме в Рубцове создаётся Патриарший старообрядный центр РПЦ.

Лит.: Смирнов П. С. История русского раскола старообрядства. СПб., 1895; Шлеев С., священник. Единоверие в своем внутреннем развитии. СПб., 1910; Первый Всероссийский съезд православных старообрядцев (единоверцев). СПб., 1912; Православное единоверие в России. СПб., 2004.