Евагрий Понтийский

ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ (греческий Εύάγριος ὁ Ποντιϰός) [около 345, город Ивора, провинция Элленопонт, на границе с Каппадокией (территория современной Турции) - около 399, пустынь Келлии, Египет], христианский подвижник, богослов, духовный писатель, экзегет, мистик.

В юности был близок к Василию Великому, который поставил его чтецом. Впоследствии сблизился с Григорием Богословом, принял от него рукоположение в диаконы (379), находился вместе с ним в Константинополе, когда Григорий Богослов принял на себя руководство православной общиной этого города. После удаления Григория Богослова с Константинопольской кафедры Евагрий Понтийский покинул Константинополь и переселился в Иерусалим, где вошёл в круг приверженцев Оригена. С 383 - в Египте, жил в Нитрийской пустыне, а с 385 и до самой кончины - в Келлиях, где сблизился с Макарием Александрийским (около 295 - около 395) и Макарием Великим.

Этическую основу богословия Евагрия Понтийского составляют темы борьбы с пороками, с искушениями прилогами (мимолётными помыслами, привходящими извне), а также тема постепенного очищения сердца и ума ото всего противного Богу и, соответственно, противоестественного для человеческой природы. Именно такой смысл вкладывает Евагрий Понтийский в античное философское понятие о жизни согласно природе, в том же ракурсе говорит он и о естественном созерцании, вскармливаемом философией. Однако истинной целью христианина Евагрий Понтийский считает достижение высшей философии, мистического созерцания умопостигаемых предметов и в конечном счёте истинное Богопознание, описание которого у Евагрия Понтийского носит почти «эзотерический» характер. От Оригена Евагрий Понтийский воспринял теорию «умов» (нусов) - умных сущностей, сотворённых Богом изначально чистыми, но впоследствии отпавших от чистого духовного созерцания Божества. Тогда Бог создаёт миры, в которых отпавшие и отяжелявшиеся плотию «умы» могли бы получить возможность искупления и восстановления в своём прежнем, чистом состоянии. Эсхатология и сотериология Евагрия Понтийского лишь во внешней форме терминологии совпадают с ортодоксальным церковным учением. Судя по всему, Евагрий Понтийский разделял оригеновское учение об апокатастасисе (возможности полного «восстановления», спасения и соединения с Богом независимо от их воли всех душ и духов, даже дьявола, а также временном характере адских мук) и предсуществовании душ. Появляющееся у Оригена учение о метемпсихозе в чистом виде, однако, Евагрием Понтийским не разделялось.

Реклама

Судьбы сочинений Евагрия Понтийского, сохранившихся частью в греческом оригинале, частью в переводах, сложились по-разному. Труды, касающиеся главным образом практики монашеской аскезы («Деятельное Слово», «Сотицы к монахам» и др.), были широко распространены и читались в среде византийского монашества; последнее сочинение было также известно на Западе. Напротив, мистические сочинения Евагрия Понтийского («Гностик», «Гностические главы» и др.), будучи отвергнуты церковной традицией, сохранились по-гречески лишь во фрагментах, а также в зачастую сглаженных переводах на сирийском, армянском языках, отчасти на арабском, грузинском, геез. Несмотря на то, что Евагрий Понтийский как последователь Оригена был посмертно осуждён на 5-м Вселенском соборе (553), его богословие оказало существенное влияние на Иоанна Кассиана Римлянина, Палладия Еленопольского (368-430) и особенно на Иоанна Лествичника и Максима Исповедника.

Соч.: Migne PG. Т. 40. Р. 1214-1286; Traté Pratique ou Le moine // Sources Chrétiennes. Р., 1971. Р. 170-171; Scholies aux Proverbs. Р., 1987.

Лит.: Les six centuries des «Kephalâlaia Gnostica» d’Еvagre le Pontique. Р., 1907.

Д. В. Зайцев.