Евсевий Кесарийский
ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ, Памфил (греческий Εὐσέβιος, латинский Eusebius Caesariensis) (между 260 и 265, Палестина - около 340), епископ Кесарии Палестинской, богослов, историограф, экзегет периода ранней Церкви.
Классическое и богословское образование получил в Иерусалиме, Антиохии, Кесарии Палестинской под руководством пресвитера Памфила, ученика Оригена (в память об учителе Евсевий Кесарийский впоследствии прибавил к своему имени определение «Памфилов, Памфил»). Совместно с Памфилом трудился над систематизацией кесарийской библиотеки Оригена и сочинений других раннехристианских авторов (для библиотеки самого Памфила). В период гонений императора Диоклетиана и его преемников (303-310/311) бежал в Тир, а оттуда в Египет, где укрылся в пустынях Фиваиды. Позднее был арестован, но вскоре освобождён по эдикту о веротерпимости (311) императора Галерия; около 313 рукоположен в епископы Кесарии Палестинской. В начале 320-х годов принял участие в арианской полемике: будучи сторонником оригеновского субординационализма, фактически стоял ближе к позиции Ария, отрицавшего безначальность Сына. За проарианскую позицию был осуждён и низложен с Кесарийской кафедры Антиохийским собором (324). Тем не менее, на 1-м Вселенском соборе (325) Евсевий Кесарийский подписал осуждение Ария и окончательный вариант Символа веры - изначальный, не содержавший строгого терминологического закрепления единосущия Сына Отцу, был предложен самим Евсевием Кесарийским. Скорее придерживаясь древнего кесарийского Символа, Евсевий Кесарийский не сочувствовал введению формулы единосущия (после собора 325 года в особом послании кесарийской пастве изложил свои опасения на этот счёт и предостерёг от неправильного толкования Никейского «единосущия» как учения о тождестве Отца и Сына). Тринитарные взгляды Евсевия Кесарийского расходились, таким образом, не столько с Арием, сколько со взглядами его противников, сторонников формулы о единосущии, - Александра Александрийского и Афанасия Великого, Маркелла Анкирского, Евстафия Антиохийского. Благодаря близости к императору Константину Великому Евсевию Кесарийскому и его сторонникам удалось добиться низложения Евстафия Антиохийского (327 или 330) и Афанасия Великого (на Тирском соборе; 335). Свой авторитет при императорском дворе Евсевию Кесарийскому удалось сохранить вплоть до смерти.
Реклама
Близость Евсевия Кесарийского к императорскому двору позволяла также затрагивать и собственно политические вопросы, главнейший из которых - обоснование концепции взаимосвязи политического и церковного и допустимости установления внутрицерковного мира императорской волей. В противовес некоторым своим современникам и оппонентам (Афанасий Великий) Евсевий Кесарийский защищал право императора вмешиваться в церковные дела ради достижения внутрицерковного мира. Эту концепцию он изложил в сочинение «Жизнь царя Константина» (около 339), созданном в виде панегирика императору, где объясняет и свою позицию в арианском споре, осуждая и Ария, и Александра Александрийского как возмутителей спокойствия в Церкви, восстановленного императором Константином.
Главным трудом Евсевия Кесарийского является «Церковная история», охватывающая период от начала Церкви до победы императора Константина над соправителем Лицинием (325). В процессе написания это сочинение претерпело 4 редакции: книги I-VIII - около 313, книга IX - 315, книга Х - 317, окончательный вариант - 324. Основная идея, организующая изложение, состоит в том, что Церковь, постоянно ведя борьбу с миром в лице языческой Римской империи, непрестанно свидетельствует о вере и в конечном счёте при Константине выходит из этого сражения победительницей, подчинив себе империю, ставшую христианской. Впрочем, за пределами этой общей идеи в «Церковной истории» едва ли удаётся проследить единый план: Евсевий Кесарийский нагромождает выдержки из сочинений различных писателей, некоторые произведения он цитирует почти полностью. Авторское слово звучит здесь довольно редко, зачастую чтобы связать воедино две следующие друг за другом выдержки. Являясь очевидным стилистическим недостатком в плане синхронии повествования, эта композиционная особенность «Церковной истории» становится очевидным преимуществом сочинения в диахроническом аспекте: благодаря развёрнутым выдержкам, представленным Евсевием Кесарийским, до нас дошли фрагменты ныне утраченных произведений христианских авторов 2-3 века и некоторые официальные документы, в том числе императорские рескрипты. К «Церковной истории» примыкает сочинение «Книга о Палестинских Мучениках», которое в рукописях иногда включается в текст «Истории». Известны две редакции: краткая, на греческом языке, и пространная, в сирийском переводе. В этой книге повествуется о периоде гонений начала 4 века в Палестине и соседних областях, она состоит из рассказов об отдельных мучениках.
Образцом эрудированности Евсевия Кесарийского является его «Хроника» в двух книгах (от начала мира до 20-го года царствования императора Константина Великого). Первая книга представляет собой как бы методологическое вступление: автор вкратце описывает историю отдельных народов (ассирийцев, египтян, греков, римлян, евреев), сообщает о своих источниках, об авторах, писавших об этих народах, о том, какие хронологические системы они употребляли. Сводя всё это воедино и синхронизируя сведения различных авторов, Евсевий Кесарийский во второй книге приводит сводную таблицу, в которой в различных системах датировок помещает краткие заметки о наиболее значительных событиях всемирной и священной истории от рождения Авраама до начала 4 века. «Хроника» Евсевия Кесарийского оказала существенное влияние на дальнейшее развитие этого жанра как на Востоке, так и на Западе. К «Хронике» близко примыкают два апологетических труда - «Евангельское предуготовление» и «Евангельское показание», где самый процесс последовательного раскрытия всемирной истории представлен в форме доказательства превосходства иудейского монотеизма, который, в свою очередь, был подготовительной ступенью к евангельскому Откровению. Как и Ориген, Евсевий Кесарийский уделял значительное внимание библейской текстологии, выступая одновременно популяризатором в этой сфере. Евсевий Кесарийский исключил из «Гекзапл» Оригена две еврейские колонки, оставив только греческие и создав, таким образом, вместо громоздких «Гекзапл» более удобные для грекоязычного мира тетраплы.
К области евангельской текстологии относятся сочинения Евсевия Кесарийского «Евангельские каноны» (согласование различных отрывков каждого из четырёх Евангелий) и «Евангельские вопросы и решения» (сохранились во фрагментах; касаются противоречий между Евангельскими рассказами о Рождестве и Воскресении Христа). Евсевию Кесарийскому принадлежит также «Ономастикон» - своего рода справочник по библейской географии. Евсевий Кесарийский занимался и собственно экзегезой, главным образом Ветхого Завета (в этой области он демонстрирует полную зависимость от Оригена), однако из его экзегетических трудов сохранилось лишь «Толкование на Псалмы» (во фрагментах). Известны два догматических сочинения Евсевия Кесарийского - «Против Маркелла» (в 2 книгах) и «Церковное богословие» (в 3 книгах); оба относятся к позднему времени (336, 337). В первом - Евсевий Кесарийский опровергает тринитарные заблуждения Маркелла Анкирского, во втором - пытается сформулировать положительное церковное учение о Святой Троице.
Из эпистолярного наследия Евсевия Кесарийского сохранилось немногое, главным образом посвящения, предпосланные другим его сочинениям.
Отношение к Евсевию Кесарийскому в последующие века было неоднозначным. К концу 4 века некоторые поместные церкви Востока внесли его имя в свои святцы, римская Церковь чтила память Евсевия Кесарийского до конца 16 века, пока Ц. Бароний не исключил его из римского мартиролога. На христианском Востоке в 5 веке вокруг личности Евсевия Кесарийского велась полемика: одни называли его арианином, другие - отцом Церкви (историк Геласий Кизический). 5-й Вселенский собор (553), осудивший оригенизм, нанёс существенный ущерб авторитету Евсевия Кесарийского как богослова. На 7-м Вселенском соборе (787) имя Евсевия Кесарийского упоминалось в связи с осуждением им в некоторых из посланий поклонения изображениям как проявлениям язычества, будь это даже изображения Христа. В 9 веке патриарх Константинопольский Фотий окончательно заклеймил Евсевия Кесарийского как еретика-арианина, оригениста, иконоборца. В немалой степени именно по этой причине большинство сочинений Евсевия Кесарийского не сохранилось в греческом оригинале.
Соч.: Migne PG. Т. 19-24; Préparation évangélique. Р., 1974-1987. Vol. 1-15; Histoire Ecclésiastique. Р., 1984-2001-. Vol. 1, 3-; Contre Hiéroclès. Р., 1986; Церковная история. М., 1993; Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998; Apologie pour Origène. Р., 2002.
Лит.: Wallace-Hadrill D.S. Eusebius of Caesarea. L., 1960.
Д. В. Зайцев.