Генеалогия

ГЕНЕАЛОГИЯ (греческий γενεαλογ?α - родословная),

1) совокупность представлений о родовом прошлом индивида, коллектива или этноса;

2) родословные таблицы и росписи, содержащие систематизированную генеалогическую информацию;

3) вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением истории родов, происхождения отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением родословий.

Генеалогическое сознание возникло в позднепервобытных обществах в связи с потребностью социальной, религиозной, правовой и этнокультурной идентификации индивида или коллектива. В традиционных обществах генеалогии были тесно связаны с мифологией. Постепенно происходил процесс становления линейного (индивидуального, генеалогического) счёта родства. Племена Африки, Австралии, народы Севера и др. поддерживают память о родственных связях (как легендарных - тотемические предания, - так и реальных); устные родословные племён Океании насчитывают десятки поколений.

Генеалогия  способствовала сохранению замкнутости социальных или родственных групп, регулированию брачности, поддержанию наследственного характера профессиональных занятий, сохранению земельной и иной собственности в руках отдельных сословий или социальных групп. В современном мире, в том числе и в России, генеалогические знания, история семьи становятся важным элементом самосознания.

Реклама

В большинстве стран Древнего мира - от Китая и Японии до Древнего Рима - родственные связи богов и богинь составляли один из важнейших элементов мифологии. Ранние генеалогии восходили непосредственно к космогоническим и другим мифологическим представлениям. Первопредок - божество (характерно для раннединастической генеалогии; ныне традиция сохраняется в императорском доме Японии), прародитель - легендарный или знаменитый герой подтверждали филиацию власти, делали легитимным высокий социальный статус потомков. Родословия правителей (например, Гераклидов в Ахейской Греции) одновременно служили историей коллектива как единого сообщества. Генезис и счёт поколений предков указывают на их связь и дают представление о последовательности и временных вех событий. Родственные связи определяли характер и содержание политических союзов, играли роль в большинстве европейских конфликтов.

В раннем Средневековье бытовала устная традиция генеалогии, редко превышавших 3-4 поколения предков - так называемый нормальный предел устной традиции; далее него первыми начали восходить королевские генеалогии. Раньше, чем у других в Западной Европе генеалогии появились в кельтских и германских регионах (там они были и более многочисленны). В создании письменной традиции примером генеалогических конструкций (списков правителей и первосвященников, поминальных списков - libri memoriales и собственно генеалогии) послужила Библия. Раннесредневековые европейские генеалогии были посвящены франкским династиям (7-9 века); первая составлена в Австразии (623-639). До 814 года создана генеалогия Каролингов, которая имела много продолжений и подражаний. В рамках генеалогического мышления складывались этногенеалогии (их средневековые примеры присутствуют и в «Повести временных лет»). Они формировались под усиливавшимся воздействием христианской традиции (например, согласно устным генеалогиям, англосаксы происходили от Водана, а в генеалогии 8 века Водан стал считаться потомком библейского Ноя). До середины 11 века существовали генеалогии исключительно крупных суверенов, затем достаточно часто и средневековая знать стала претендовать на наличие королевской крови, стараясь возвести происхождение своего рода к Карлу I Великому и Каролингам. В начале 13 века династии Веттинов, Зиккингенов и др. возводили свой род к Карлу Великому. Иногда род возводился к королю Артуру; кастильские и наваррские династии нередко начинались с призвавшего мавров короля Родриго. Существовала также модель построения генеалогии от мифологических персонажей античности: генеалогия графов Булонских возводила их к Приаму, аналогичные притязания присутствуют в генеалогии баварских Вельфов (около 1126) и в генеалогии ряда родов Нормандии, Анжу, Гаскони, Барселонского графства (12 век). С 12-13 века генеалогиями стали обзаводиться и менее знатные семьи. С 13 века их генеалогии вливались в более мощные генеалогии, присоединяясь к общеевропейской и общехристианской библейской модели, которая постепенно стала господствующей.

Средневековые генеалогии дополнялись и перерабатывались, подчас - фальсифицировались, что было связано со стремлением включить в число предков христианских подвижников и тем самым сделать генеалогии более древними ради повышения статуса рода в общественном мнении. Для лиц высокого социального статуса генеалогия чаще всего имела политическое значение, подтверждая их притязания на земли и власть над ними (например, в Наварре в конце 10 века была составлена генеалогия для обоснования власти Санчо III Великого); легитимация власти с помощью генеалогии давала законную возможность передачи власти детям. В источниках сохранились и генеалогии простых джентри (Уэльс, с 13 века), составлявшиеся для обоснования права на обладание имущественными и юридическими привилегиями. Крестьянские генеалогии служили подтверждением статуса держания земли или традиционной зависимости от сеньора. В соответствии с целями составления генеалогии зачастую они помещались в тексты правового характера.

Иногда задачей генеалогии было оправдание определённого решения (брака или войны), иногда - уклонение от обвинений в близкородственном браке или инцесте.

В 15 веке появился ряд справочников по истории правящих династий, начали складываться генеалогические коллекции. В это время утвердилась генеалогическая таблица как форма фиксации родственных связей. При составлении генеалогии стали шире использовать различные документы. Расцвет практической генеалогии пришёлся на 16-18 века. Она полностью вошла в систему социального этикета. Хорошая родословная являлась непременным атрибутом многочисленных возвысившихся аноблированных (получивших дворянство) семейств. На Пиренейском полуострове и в Новое время официально существовало понятие «чистоты крови», генеалогический аспект играл важную роль при принятии в члены рыцарских орденов (эта практика сохраняется и поныне в рыцарских орденах - Мальтийском, Константинианском Святого Георгия).

С конца 16 века в Европе благодаря трудам историков-эрудитов генеалогия начала складываться как научная дисциплина. Первоначально она представляла собой исследование составлявшихся с практическими целями родословий (преимущественно родов и лиц, принадлежавших к элите общества). В 17-18 века во Франции становление научной генеалогии связано с именами А. Дюшена, П. Ансельма, Ш. Дюканжа, в Англии - Дж. Дагдейла, в Испании - Л. Саласара-и-Кастро, в Германии - К. М. Шпенера, Я. В. Имхофа, И. Х. Гаттерера. Они начали критическое исследование документальных актов, мемуаров и вещественных памятников для составления и изучения генеалогии; стало правилом сопровождать генеалогии выдержками из источников или отсылками к ним. Критические методы работы с генеалогическими данными получили наибольшее распространение в Германии, где собственно и зародилась генеалогия как вспомогательная историческая дисциплина (наряду с геральдикой, хронологией исторической и т.п.). Первая кафедра генеалогии была основана в 1721 году в Йенском университете (Саксония). Усовершенствовались методы составления родословных таблиц и росписей. Систему общей нумерации рода, созданную немецким учёным М. Эйтцингером (1590) для восходящих родословий, использовал Х. Соса (Испания, 1676), а впоследствии усовершенствовал С. Кекуле фон Страдонитц (Германия, 1896; получила название системы Соса - Страдонитца). Для нумерации нисходящего родства во Франции в 1940-х годах создана система Ж. д’Абовилля, в англоязычных странах называемая «системой Генри» по имени Р. Б. Генри, автора книги «Genealogies of the families of the presidents» (1935, переиздана в 1991). Возможности генеалогии в исследовании социальной истории и перспективы статистических методов в генеалогии показал О. Лоренц (1832-1904, работал в Германии). Большое влияние на развитие научной генеалогии оказал О. Форет де Баттаглиа (1889-1965, работал в Австрии, Германии и Швейцарии).

В 20 веке интерес к генеалогии усилился. Исследователи обратились к генеалогии непривилегированных слоёв - крестьянства, бюргерства, купечества, ремесленников и пр.; данные генеалогии использовались в изучении истории государственных учреждений. Во многих странах появились генеалогические общества, объединявшие не только профессиональных исследователей, но и многочисленных любителей генеалогии. В генеалогии активно используются достижения других дисциплин, в частности биологии (генетические экспертизы, применяемые наряду с письменными источниками для восстановления или уточнения родственных связей). В последней четверти 20 века начали создаваться компьютерные базы данных, генеалогические сайты, в ряде регионов ведётся систематическая комплексная компьютерная обработка генеалогических источников. В 1990-е годы предприняты попытки централизованного копирования и сохранения генеалогических источников (особенно активно - по программе церкви мормонов).

В 1929 году в Барселоне прошёл 1-й Конгресс генеалогических и геральдических наук (с 1953 проходят регулярно; 27-й состоялся в 2006 в Эдинбурге, Великобритания). В 1971 году создана Международная конфедерация генеалогии и геральдики, в 1998 - Международная генеалогическая академия (МГА), проводящая международные генеалогические коллоквиумы (проводятся раз в два года: 1-й состоялся в Москве в 1999; 4-й - в Париже, 2005). В 2001 году организован Международный институт генеалогии и истории семьи (Болонья, Италия), также проводящий генеалогические коллоквиумы (1-й - в Риме, 2003; 2-й - в Сан-Марино, 2005). Широкое применение генеалогия находит в исторической демографии.

В России термин «генеалогия» появился в 11 веке: встречается в тексте древнерусского перевода Хроники Георгия Амартола в значении «родословие» (учение о роде). Устные генеалогические традиции правящей династии Рюриковичей были зафиксированы в древнейшем летописании, но в период монголо-татарского ига в некоторых ветвях династии происходит разрыв или искажение реальной родословной. Генеалогия  выполняла те же социальные функции, что и в средневековой Европе; кроме того, её знание было необходимо в связи с существованием местничества. Предпринимались попытки соединения родословия Рюриковичей (как и литовской династии Гедиминовичей) с античной генеалогией. В 16 веке официально декларировалось происхождение Рюрика от римского император Августа, призванное закрепить международный статус великих князей московских. С 1540-х годов начали составляться родословные книги, в середине 16 века составлен «Государев родословец», содержавший родословные росписи лиц, входивших в Государев двор. Для официальных русских генеалогий довольно характерно искажение родословных как ненамеренное (ошибки в перечне предков; характерны для генеалогии многих Рюриковичей и знатнейших боярских фамилий), так и сознательное (присоединение менее древних родов к родословиям более старинных, часто уже угасших семей, использование фальшивых документов с целью подтверждения высокого социального статуса предков). Получили распространение и были официально зафиксированы легенды о выезде родоначальников знатных родов из Западной Европы, Золотой Орды и пр. Сбором и проверкой родословных росписей занимался Разрядный приказ, в 1680-х годах существовала Родословных дел палата, в которой между 1686 и 1688 годами составлена «Бархатная книга». Со 2-й половины 17 века известны родословные схемы. С 1722 года родословными дворянства ведала Герольдия, подчинявшаяся Сенату. После образования (на основании Жалованной грамоты дворянству 1785) губернских дворянских собраний их обязанностью стало ведение родословных книг, фиксировавших генеалогии дворянских родов этих губерний. Герольдия сохраняла функции контрольной инстанции, которая утверждала или отменяла решения дворянских собраний о признании в дворянстве и внесении в родословную книгу. В начале 20 века учреждена Общероссийская дворянская родословная книга, предназначенная для записи дворян, не связанных с региональными дворянскими корпорациями. В эмиграции регистрация дворянских родословных осуществлялась дворянскими организациями (Союз дворян во Франции и в Бельгии, Союз русских дворян в США). С 1990 года она проводилась созданным в России Российским дворянским собранием, с 2002 года эта функция возложена на Герольдию Главы Российского Императорского Дома.

В 18 веке начался процесс становления генеалогии как научной дисциплины. В 1719 году издана составленная Феофаном Прокоповичем «Родословная роспись великих князей и царей российских». Первые генеалогические справочники 18-19 века охватывали дворянство (главным образом титулованные и древние роды, а также некоторые семьи, выдвинувшиеся в 18-19 века). Во 2-й половине 18 века князем М. М. Щербатовым составлены таблицы княжеских родов, появились исследования А. Т. Князева, Г. Ф. Миллера («Известия о дворянах российских, их древнем происхождении...», 1790). В 1787 году Н. И. Новиков опубликовал «Бархатную книгу» под названием «Родословная книга князей и дворян российских и выезжих». В 1-й половине 19 века генеалогией занимались Н. М. Карамзин, П. М. Строев. С середины 19 века в российской генеалогии формировались собственные традиции, одной из которых стало введённое князем П. В. Долгоруковым оформление генеалогии в виде поколенной росписи со сплошной нумерацией членов рода. В середине 19 - начале 20 века крупные генеалогические исследования опубликовали В. В. Руммель, князь А. Б. Лобанов-Ростовский, Л. М. Савёлов, Г. А. Власьев, В. Л. Модзалевский, Н. М. Кашкин, М. Т. Яблочков, В. И. Чернопятов, И. А. фон Баумгартен и др. В конце 19 века проявился интерес к изучению генеалогии купечества, крестьянства, духовенства. В 1897 году основано Русское генеалогическое общество (РГО) в Санкт-Петербурге, в 1904 - Историко-родословное общество (ИРО) в Москве, издававшие соответственно «Известия РГО» (т. 1-4, 1900-14) и «Летопись ИРО» (выпуск 1-44, 1905-15). В 1906 году преподавание генеалогии введено в Московском археологическом институте. После Октябрьской революции 1917 года российские историки продолжили генеалогические исследования в эмиграции (Л. М. Савёлов, Н. А. фон Баумгартен, Н. Ф. Иконников, князь Д. М. Шаховской и др.); активную деятельность развило Русское ИРО в США (руководители - Савёлов, затем Н. Д. Плешко), издававшее генеалогический журнал «Новик» (1934-63).

В СССР развитие генеалогии было затруднено вследствие восприятия её как «дворянской», сословной науки. Тем не менее, уже в середине 20 века постепенно восстанавливались позиции генеалогии как вспомогательной исторической дисциплины, чему способствовали прежде всего исследования В. Л. Модзалевского, А. А. Сиверса, С. Б. Веселовского, а в 1960-80-х годах - В. Б. Кобрина, М. Е. Бычковой, А. И. Аксёнова. В конце 1980-х - начале 1990-х годов оживился общественный интерес к генеалогии. На основе существовавших в 1980-е годы кружков и семинаров были восстановлены ИРО в Москве (1990) и РГО в Ленинграде (1991), в 1990-х годах созданы региональные отделения ИРО в Калуге, Красноярске, Курске, Новосибирске, Пензе, Ярославле, многих других городах, возникли самостоятельные областные и городские общества (Белгород, Владивосток, Екатеринбург, Иркутск, Пермь и др.). В 1999 году основана Российская генеалогическая федерация, охватывающая подавляющее большинство генеалогических обществ и центров. Заметно растёт число публикаций. Восстановлено издание «Летописи ИРО» (1992), «Известий РГО» (1994), появились новые генеалогические журналы («Историческая генеалогия», 1992; «Генеалогический вестник», 2001, и др.); переиздаются дореволюционные справочники, разрабатываются новые справочные издания как по генеалогии дворянства («Дворянские роды Российской империи», т. 1-4-, 1993-98-; «Дворянский календарь», вып. 1-13-, 1996-2006-, и др.), так и по генеалогии других сословий - купечества, крестьянства (например, «Уральская родословная книга», 2000), казачества, духовенства и т. д. Появляются новые библиографические указатели (О.Н. Наумов, В. Н. Рыхляков и др.). Генеалоги-любители активно изучают и публикуют генеалогии своих семей. Курс генеалогии читается в высшей школе.

Лит.: Долгоруков П. В. Российская родословная книга. СПб., 1854-1857. Т. 1-4; Руммель В. В., Голубцов В. В. Родословный сборник. СПб., 1886-1887. Т. 1-2; Лобанов-Ростовский А. Б. Русская родословная книга. 2-е изд. СПб., 1895. Т. 1-2; Lorenz О. Lehrbuch der gesammten wissenschaftlichen Genealogie. В., 1898; Савелов Л. М. Лекции по русской генеалогии. М., 1908-1909. Т. 1-2; Forst de Battaglia О. Wissenschaftliche Genealogie. Bern, 1948; Ikonnikov N.F. La noblesse de Russie. 2 éd. Р., 1956-1966. Vol. 1-2; Dworzaczek W. Genealogia. Warsz., 1959; Wagner А. R. English genealogy. Oxf., 1960; Durye Р. La généalogie. Р., 1961; Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969; Босворт К. Э. Мусульманские династии. М., 1971; Бычкова М. Е. Родословные книги XVI-XVII вв. как исторический источник. М., 1975; Génicot L. Les généalogies. Turnhout, 1975; Шаховской Д. М. Общество и дворянство российское. Ренн, 1978-1986. Т. 1-4; Prinke R. Т. Poradnik genealoga amatora. Warsz., 1992; Русская генеалогия. Вспомогательные исторические дисциплины. Энциклопедия. М., 1999; Семенов И. С. Христианские династии Европы. М., 2002; Савелов Л. М. Библиографический указатель по истории, геральдике и родословию российского дворянства. 2-е изд. Острогожск, 1897; Опыт библиографии отечественной генеалогии / Сост. В. Н. Рыхляков. СПб., 1998-2000. Ч. 1-3.

С. В. Думин, А. П. Черных.