География транспорта

ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА, раздел социально-экономической географии, изучает пространственную структуру транспорта, закономерности и специфические особенности его размещения в разных частях мира, странах и регионах.

Объект географии транспорта - пространственные (территориальные) транспортные системы, которые состоят из транспортных сетей (сетей транспортных коммуникаций), транспортных узлов и пунктов, транспортных потоков. Территориальные транспортные системы различаются своими масштабами (глобальные, макрорегиональные, в пределах отдельных стран и регионов, локальные, городские и т.п.), особенностями географического положения, степенью модальности (числом видов транспорта), конфигурациями, характером транспортной освоенности территории (сплошное, фрагментарное или очаговое, линейное, дисперсное) и т. д.

Предметом изучения географии транспорта является пространственное взаимодействие различных элементов территориальной транспортной системы, которое проявляется в виде транспортно-географических отношений (транспортное тяготение, пространственная удалённость, транспортно-географическое положение, транспортные доступность, связность и проницаемость территории).

Реклама

Различают теоретическую, отраслевую, региональную географии транспорта. Теоретическая география транспорта занимается вопросами создания методологии, теоретическим анализом формирования и функционирования отдельных транспортно-географических объектов (транспортных сетей, сетей транспортных узлов и потоков), исследованиями транспортно-географических отношений. Отраслевая география транспорта изучает закономерности размещения отдельных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного, трубопроводного и др.). Региональная география транспорта изучает территориальные транспортные системы разного масштаба.

Термин «география транспорта» (Verkehrsgeographie) введён немецким географом Гётцем (1888). Первые работы по географии транспорта были написаны А. Гетнером (1894, 1897); определял географию транспорта как учение о географическом распространении транспортных явлений (объектов), их различиях на разных участках земного пространства. В своих трудах Гетнер и его ученики - К. Дове (1905), К. Гассерт (1913) и другие вычисляли плотность транспортной сети разных стран, изучали направления и величины грузо- и пассажиропотоков; составляли карты плотности путей сообщения и эпюр транспортных потоков, изохрон транспортной доступности. В 1930-50-е годы сформировалась американская школа географии транспорта (Э. Ульман, Э. Таафе). Ульман считал главными задачами географии транспорта анализ транспортных связей различных территорий (их пространственного взаимодействия) путём изучения направления и размеров транспортных потоков, анализ транспортных тарифов, изучение влияния природных условий на формирование и функционирование транспортных систем и влияния транспорта на развитие экономики регионов и стран. В 1960-1970-х годах при изучении территориальных транспортных систем главным образом использовались методы пространственного анализа. Ведущими направлениями исследований географии транспорта стали анализ конфигураций транспортных сетей (сетевой анализ), моделирование и имитация транспортных потоков и транспортного тяготения, анализ иерархии транспортных узлов. Широко внедрялись разнообразные математические методы исследований. В 1980-90-х годах в США и Западной Европе сформировалось направление, получившее название социальной географии транспорта (изучает поведенческие и социальные аспекты перемещения людей, в том числе особенности индивидуального выбора видов транспорта и маршрутов поездок, индивидуальные оценки расстояний; процессы принятия решений о размещении транспортных объектов; пространственные особенности подвижности населения).

Преобладающие направления исследований в географии транспорта с начала 1990-х годов: анализ инфраструктурной обеспеченности транспортных проектов, транспортной подвижности людей. В США и Великобритании возникло новое направление географии транспорта - география городского транспорта. На стыке с географией сферы услуг изучаются особенности размещения телекоммуникационных систем.

Главное практическое значение исследований географии транспорта - выработка планов и рекомендаций по совершенствованию размещения производства и расселения населения с точки зрения минимизации транспортных издержек, оптимизации транспортных потоков в рамках существующих территориальных транспортных систем, развитию транспортных систем всех уровней.

Лит.: Василевский Л. И. Основные проблемы исследований по географии транспорта капиталистических и экономически слаборазвитых стран // Экономические связи и транспорт. М., 1963; Бугроменко В. Н. Транспорт в территориальных системах. М., 1987; Тархов С. А., Шлихтер С. Б. География транспортных систем. М., 1995; Шлихтер С. Б. География мировой транспортной системы. Взаимодействие транспорта и территориальных систем хозяйства. М., 1995; Taafe Е.J., Gauthier Н.L., О’Kelly М. Е. Geography of transportation. 2nd ed. Upper Saddle River, 1996; Modern transport geography. 2nd ed. N. Y., 1998; Black W. R. Transportation: а geographical analysis. N. Y., 2003; Каючкин Н. П. Географические основы транспортного освоения территории. Новосиб., 2003; Тархов С. А. Эволюционная морфология транспортных сетей. Смоленск; М., 2005.

С. А. Тархов.

Связанные статьи