География туризма

ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА, раздел социально-экономической географии, изучает пространственную организацию туризма и отдыха, в том числе территориальные рекреационные системы (сети курортов, туристских центров и маршрутов), а также территориальные различия в размещении сети объектов отдельных видов туризма и отдыха. География  туризма исследует: степень пригодности конкретных территорий (стран, регионов, населённых пунктов и др.) для развития туризма с учётом его форм и сезонности; пространственно-временную избирательность в поведении туристов и формирующиеся в результате туристские потоки; размещение предприятий индустрии туризма; роль туризма в социально-экономическом развитии территорий и др. Важной функцией географии туризма является информирование населения о туристском потенциале территорий.

География  туризма связана с другими разделами социально-экономической географии (география сферы услуг, населения и др.), физической географии (ландшафтоведение, климатология и др.), а также картографией. Усиливается взаимодействие географии туризма с рядом специальных дисциплин, которые занимаются проблемами туризма и отдыха и формируются в рамках других наук, - курортологией, экономикой туризма, менеджментом и маркетингом туризма, культурологией, общей и социальной психологией, информатикой и др.

Реклама

Методология географии туризма находится в стадии становления, характеризуется обилием и разнообразием методов и приёмов, заимствованных у различных наук (естественных и общественных) с дисциплинарной спецификой их применения. Среди традиционных географических методов для географии туризма наиболее важны типологический, сравнительно-географический, картографический. Используются методы социологических опросов туристов, клинико-физиологических и текущих медицинских наблюдений (анализ влияния климатических факторов и микроклиматических условий, рельефа, растительности и др. на организм человека), математические и математико-статистические методы (корреляционные, регрессионные, таксономические и факторные модели, модели линейного программирования, имитационное моделирование) и др. Используются полевые и камеральные методы исследований.

Исследования в области географии туризма начались в 1840-е годы в Германии в рамках географии населения и расселения. Термин «география туризма» (Fremdenverkehrgeographie) ввёл в научный оборот австрийский учёный И. Страднер (1905), он же впервые определил задачи новой науки: изучение достопримечательностей природного и антропогенного происхождения, составляющих туристскую привлекательность территории; исследование туристского движения и связанных с ним экономических последствий; туристское районирование территорий; составление туристских карт. Первый всесторонний анализ влияния туризма («гостевого промысла», Gastgewerbe) на экономическое развитие территорий содержится в работе австрийского учёного К. Шпютца «Географические условия и последствия туризма в Тироле» (1919). В дальнейшем это направление исследований углубляется благодаря широкому использованию в географическом анализе статистики туризма. В 1935 году опубликован один из основополагающих трудов современной науки о туризме - монография немецкого учёного Р. Глюксманна «Общие сведения о туризме», в которой намечены подходы к туристской оценке ландшафтов и заложены основы ресурсного направления в географии туризма. Одна из первых попыток туристского картографирования и туристско-курортного районирования предпринимается в Польше, в Лаборатории туризма при Институте географии Ягеллонского университета (Краков, создана в 1936). В исследованиях американских учёных по географии туризма в 1930-х годах доминирует природоохранная тематика. В послевоенный период в географии туризма выделялись научные школы ФРГ и США, с конца 1950-х годов - также Франции и Канады. Исследователи обратились к новому явлению - массовым туристским миграциям в пригородных зонах. Совершенствуется методология географии туризма - широко используются социологические методы исследований (анкетирование населения), а также методы математического моделирования. С ростом масштабов пригородного отдыха, процессов туристской урбанизации сельских районов, созданием (часто хаотичным) объектов туристской инфраструктуры усиливается прикладная направленность географических исследований туризма, в том числе в разработке принципов и рекомендаций по благоустройству туристских территорий. С расширением исследовательской проблематики и выходом её за рамки традиционно понимаемой географии туризма в 1950-60-х годах появились термины «география отдыха» (géographie du loisir), «экономическая география туризма» (geografia economica del turismo), «география рекреации», или «рекреационная география» (recreational geography, geography of recreation).

В СССР география туризма развивалась с 1960-х годов в рамках рекреационной географии. Как самостоятельная дисциплина география туризма сформировалась в России в 1990-х годах. Наряду с разработкой новых туристских концепций (мирохозяйственная модель развития туризма, 2002, и др.) усиливается практическая направленность отечественной географии туризма. Ведутся исследования по выделению на территории России особых туристско-рекреационных зон, обладающих высокой туристской привлекательностью и льготным режимом хозяйственной деятельности.

Лит.: Pearce D. Tourism today: а geographical analysis. 2nd ed. Harlow, 1995; Пирожник И. И. Международный туризм в мировом хозяйстве. Минск, 1996; Дмитриевский Ю. Д. Туристские районы мира. Смоленск, 2000; Ердавлетов С. Р. География туризма. Алматы, 2000; Александрова А. Ю. Структура туристского рынка. М., 2002; Hall С. М., Page S. J. The geography of tourism and recreation. 3rd ed. N. Y., 2005.

А. Ю. Александрова.

Связанные статьи