География сферы услуг

ГЕОГРАФИЯ СФЕРЫ УСЛУГ (география третичного сектора), раздел социально-экономической географии, изучает территориальную организацию третичного сектора экономики, закономерности и специфические особенности размещения его отраслей и предприятий в мире в целом, в отдельных странах и регионах.

К сфере услуг (третичному сектору экономики) относят отрасли хозяйства, не входящие в сферу материального производства (первичного и вторичного секторов). Она, как правило, охватывает: финансовые услуги (банковско-кредитные услуги, страховой бизнес, биржевую деятельность и др.); деловые и профессиональные услуги; оптовую и розничную торговлю; общественное питание; гостиничный бизнес; сферу жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения; услуги учреждений культуры и массовых коммуникаций; образование и здравоохранение; рекреационные услуги (включая туризм и отдых). К третичному сектору экономики также относят транспорт и связь, государственное управление, органы поддержания безопасности и правопорядка. Существующие международные и национальные классификации видов экономической деятельности имеют ряд различий. Например, статистика США строительство целиком относит к промышленным отраслям, а всю работу предприятий транспорта, электроэнергетики, газо-, тепло- и водоснабжения - к сфере услуг; Международный валютный фонд результаты работы за рубежом строительных фирм ряда стран мира включает в сферу торговли услугами, а электроэнергетику, газо-, тепло- и водоснабжение в соответствии с классификациями большинства государств относит к отраслям промышленности. Во многих странах услугами транспорта принято считать только перевозку пассажиров, а перевозку грузов относить к сфере материального производства. В зарубежных исследованиях сферу услуг иногда разделяют на потребительский (услуги населению) и производственный (услуги для бизнеса, так называемый business to business) сектора, хотя чёткой границы между ними не существует.

Реклама

Отечественная география сферы услуг сложилась как география сферы обслуживания (Г.с.о.), или география социальной инфраструктуры. Объект её исследований включает услуги, оказываемые населению: розничную торговлю, общественное питание, жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание, образование и воспитание детей, медицинское, культурно-просветительное, кредитное обслуживание, пассажирский транспорт и связь. Туристско-рекреационные услуги традиционно изучают географию туризма и рекреационную география. В географии сферы услуг различают отраслевой и комплексный подходы - изучение отдельных отраслей сферы обслуживания населения и их сочетаний в пределах исследуемых территорий. Ключевые понятия географии сферы услуг: сеть учреждений обслуживания, центр и зона (ареал) обслуживания, территориальная система обслуживания, доступность услуг, уровень обслуживания. Наиболее распространённые виды исследований - сравнительное изучение сферы обслуживания территориальных единиц определённого ранга (субъектов федерации, административных районов, городов) и анализ иерархии центров в пределах конкретных регионов. Особую группу составляют исследования внутригородской организации обслуживания. (В зарубежной географии преобладают исследования потребления рыночных услуг, формирования зон притяжения торговых центров и моделей пространственного поведения потребителей.) география сферы услуг традиционно имеет тесные связи с географией населения, прежде всего с её разделами, изучающими системы расселения и процессы социально-демографического воспроизводства населения. В теоретическом плане география сферы услуг в основном базируется на концепции потребностей населения и теории центральных мест. Получило развитие картографирование сферы обслуживания, главным образом в комплексных региональных атласах.

Лит.: Clark W., Rushton G. Models of intraurban consumer behavior and their applications for central place theory // Economic Geography. 1970. Vol. 46. № 3; Downs R. The cognitive structure of an urban shopping center // Environment and behavior. 1970. № 2; География сферы обслуживания // Вопросы географии. 1972. Сб. 91; Ковалев С. А., Покшишевский В. В. География сферы обслуживания как особая экономико-географическая дисциплина // Итоги науки и техники. Сер. География СССР. М., 1974. Т. 11: География сферы обслуживания; Алексеев А. И., Ковалев С. А., Ткаченко А. А. География сферы обслуживания: основные понятия и методы. Тверь, 1991; Golledge R., Stimson R. Spatial behavior: а geographic perspective. N. Y., 1997; Ковалев С. А. Сфера обслуживания населения // Экономическая и социальная география России. М., 2002.

А. А. Ткаченко (география сферы обслуживания).


Первая клининговая служба: генеральную уборку доверьте профессионалам!