Геракл

ГЕРАКЛ (Ηρακλ?ς), в греческой религии и мифологии герой, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Зевс тщательно «подготавливал» рождение Геракла, он трижды вступал в брак со смертными женщинами, чтобы через 12 поколений появился этот великий герой. Сам Геракл относится к тринадцатому поколению. Геракл - герой времени расцвета классической, олимпийской мифологии середины 2-го тысячелетия до нашей эры, это не местный герой (как Мелеагр, Беллерофонт и др.), а общегреческий, сочетающий физическую силу и остроту ума.

Геракл Как и подобает великим героям, Геракл имеет двух отцов - божественного (Зевса) и земного (тиринфского царя Амфитриона). Однако герою уготованы судьбой не только подвиги, но, как смертному, - страдания и мучительная смерть. Его судьба зависит от Геры, ревнивой супруги Зевса, преследующей возлюбленных Зевса и его незаконных потомков. Эта ненависть сказалась не только на прародительнице Геракла Ио, но и на самом Геракле. Ожидая его рождения, Зевс в собрании богов поклялся, что царство в Микенах получит тот из потомков героя Персея, кто появится на свет в установленный богом час. Но Гера задержала роды Алкмены и ускорила на два месяца рождение Эврисфея, тоже потомка Персея. Он воцарился в Микенах и Тиринфе, и ему должен был служить Геракл, совершая великие подвиги и находясь по воле богов в зависимости от ничтожного человека и мстительной Геры. Впадая в безумие, насылаемое Герой, или по воле печального случая Геракл губит своих близких. Придя в себя, он отправляется очиститься в Дельфы. Оракул повелевает ему носить имя Геракл (до этого его звали Алкид) и поселиться в Тиринфе, где в течение 12 лет он должен служить Эврисфею и совершить 10 подвигов, после чего получит бессмертие.

Реклама

Главные подвиги Геракла (их 12) имеют особую значимость, если учесть их локализацию. Два первых - убийство немейского льва и лернейской гидры - в центре Пелопоннеса, на равнине Арголиды. Третий и четвёртый - победа над керинейской ланью и эриманфским вепрем, а также шестой - убийство стимфалийских птиц - на юге Пелопоннеса, в ущельях Аркадии. Геракл очищает конюшни царя Авгия (пятый подвиг) на западном побережье Пелопоннеса, в Элиде. Седьмой подвиг - укрощение критского быка - уже вне материковой Греции, на острове Крит. Восьмой подвиг - усмирение кобылиц Диомеда - на севере Греции, во Фракии. Остальные - вне пределов Греции. Девятый подвиг - война с амазонками и добывание пояса царицы Ипполиты - на крайнем востоке у острова Меотида или в области Фемискиры. Десятый - овладение стадом коров Гериона на острове Эрифия (Красном) - на крайнем юго-западе. Наконец, одиннадцатый и двенадцатый подвиги - овладение золотыми яблоками гесперид и псом Кербером, стерегущим царство мёртвых, - на крайнем западе, у берегов Океана, где заходит солнце, у врат смерти.

Геракл

Подвиги Геракла охватывают всю известную древним грекам ойкумену. Геракл, как истинный герой, не только спасает людей от истребляющих их чудовищ, он борется с Танатосом, богом смерти, вступает в единоборство с Аидом, владыкой царства мёртвых, завладевает яблоками вечной молодости из сада гесперид и держит на своих плечах небесный свод.

Но боги не допускают нарушения законов жизни и смерти. Законы, на которых строится мир, непоколебимы. Бог Аид царствует вечно, яблоки, дарующие вечную молодость, вернутся в сад гесперид, Кербер снова станет стражем у входа в обитель смерти, а титан Атлант снова будет держать небесный свод. В мире богами установлена гармония, но герой доказывает, что смертные в состоянии поколебать её. Вот почему Геракл стоит на одном уровне с богами, и боги берут его в союзники, сражаясь с гигантами. Последний подвиг и последнее испытание Геракла - его смерть от мести поражённого стрелой Геракла злобного кентавра Несса, покусившегося на честь его жены Деяниры. Умирающий кентавр посоветовал Деянире собрать его кровь, так как она поможет ей чудесным образом сохранить любовь Геракла. Уже позднее охваченная ревностью Деянира, намереваясь вернуть его любовь, пропитала ядовитой кровью кентавра хитон, который прирос к телу надевшего его Геракла, и яд стал проникать сквозь кожу. Испытывая невыносимые муки, Геракл отправился на гору Эта, разложил костёр и взошёл на него. Принявший мученическую смерть Геракл был вознесён Зевсом на Олимп. Здесь Зевс отдал ему в жёны свою дочь Гебу, и Геракл, обретя бессмертие, проводил вечность вместе с блаженными богами. Однако по другой версии, Одиссей, спустившись в Аид, встречает там тень Геракла, блуждающую по асфоделевому лугу, в то время как сам Геракл находится на Олимпе (он обращается к Одиссею со скорбными словами, жалуясь на свою горькую судьбу).

Лит.: Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М., 1989.

А. А. Тахо-Годи.

Геракл Иконография. В античном искусстве деяния Геракла подробно иллюстрировались в монументальной скульптуре, вазописи, мелкой пластике, в мозаиках, во фресках Помпей и Геркуланума. Наибольшей популярностью пользовались 12 подвигов и другие героические свершения Геракла («Геракл и Антей», «Похищение Деяниры» и др.):  восточный фронтон сокровищницы сифнийцев в Дельфах (530-525 до нашей эры, Археологический музей, Дельфы), метопы сокровищницы афинян в Дельфах (около 490 до нашей эры, там же),  восточный фронтон храма Афины-Афайи на острове Эгина (490-480 до нашей эры, Глиптотека, Мюнхен), метопы храма Зевса в Олимпии (470-456 до нашей эры, Археологический музей, Олимпия). Тип Геракла отдыхающего представлен римской статуей «Геракл Фарнезе» (свободная версия начала 3 века нашей эры, статуи Лисиппа 4 века до нашей эры, Национальный археологический музей, Неаполь). В эллинистическом и римском искусстве портреты исторических персонажей часто даются в образе Геракла, который становится олицетворением физической силы и храбрости (портрет императора Коммода, конец 2 века нашей эры, Капитолийские музеи, Рим). Атрибуты Геракла - палица и львиная шкура, а также лук, стрела, колчан или прялка.

В средневековом искусстве образ Геракла служил персонификацией христианских добродетелей; в эпоху Проторенессанса он выступал как аллегория Силы (Н. Пизано, кафедра баптистерия в Пизе, 1260). «Геракл мусический» (играющий на лире) стал олицетворением искусства светского музицирования. Благодаря итальянским гуманистам распространились аллегорические сюжеты с участием Геракла - например, «Геракл на распутье» (Аннибале Карраччи, Я. Йорданс, А. ван Дейк и др.). В эпоху барокко популярностью пользовался апофеоз Геракла («Вступление Геракла на Олимп» у Л. Карраччи, П. П. Рубенса, Пьетро да Кортоны, Дж. Б. Тьеполо и др.), в эпоху рококо - любовные сюжеты («Геракл и Омфала» Ф. Буше). К античным мифам с участием Геракла обращались также живописцы А. и П. дель Поллайоло, А. Мантенья, Джулио Романо, Дж. Вазари, Рафаэль, Я. Тинторетто, Л. Кранах Старший, Н. Пуссен, скульпторы Я. Сансовино, Б. Бандинелли, А. Канова и др.