Герцен Александр Иванович

Герцен Александр ИвановичГЕРЦЕН Александр Иванович (псевдоним Искандер) [25.3(6.4).1812, Москва - 21.1.1870, Париж; похоронен в Ницце], русский писатель, мыслитель, общественный деятель. Внебрачный сын помещика И. А. Яковлева и немки Л. Гааг; фамилия придумана отцом (от немецкого Herz - сердце). Личный дворянин с 1840 года. Окончил физико-математическое отделение философского факультета Московского университета (1833).

В период учёбы вокруг Герцена и его близкого друга Н. П. Огарёва (познакомились около 1823; в 1826 или 1827 на Воробьёвых горах, близ Москвы, дали клятву «отомстить казнённых» декабристов) сложился кружок вольномыслящей молодёжи, увлекавшейся социалистическими идеями К. Сен-Симона и Ш. Фурье. Дебютировал в печати переводами и рефератами книг по естествознанию (1829). В 1834 году арестован по делу «о лицах, певших в Москве пасквильные песни» (следствие пришло к выводу, что он «смелый вольнодумец»), в 1835 сослан в провинцию (Пермь, Вятка, Владимир), где находился на государственной службе. Первое оригинальное опубликованное произведение - очерк «Гофман» (1836). После снятия полицейского надзора (1839) жил в Москве, затем в Санкт-Петербурге. Первое художественное произведение Герцена - автобиографическая повесть «Записки одного молодого человека» (1840-41). Советник Новгородского губернского правления (1841-42), затем в отставке, поселился в Москве. С 1840 года сотрудничал в журнале «Отечественные записки», оказал большое влияние на В. Г. Белинского.

Реклама

Присущее Герцену в 1830-е годы романтическое умонастроение (безоговорочная вера в «строгую последовательность и отчётливость провидения») отражено в его переписке с будущей женой - Н. А. Захарьиной. В этот же период проявилось и особое внимание Герцена к переломным, катастрофическим событиям в общественной истории и в жизни природы (философское эссе «О месте человека в природе», 1832; диалог «Из римских сцен», 1838, и др.). В 1840-е годы Герцен пережил духовный кризис. Личный жизненный опыт убедил его в трагичности судьбы человека, бессильного перед угрозами природных, социальных и семейных катаклизмов, а также неуправляемых сил его собственного естества (цикл статей «Капризы и раздумье», 1843-47, и др.). В дневниках Герцена 1842-45 годов человек предстаёт как существо, фатально зависимое от случая и обречённое на роль пассивного зрителя. Спасительный выход Герцен искал, в духе учений Г. Ф. В. Гегеля и Л. Фейербаха, в преодолении пропасти между безусловно-незыблемой сферой всеобщего и изменчивой сферой личного, достигаемом благодаря сближению философии и жизни (цикл статей «Дилетантизм в науке», 1843; «Письма об изучении природы», 1845-46). Теоретико-философские размышления Герцена нашли преломление в его художественном творчестве, которому присуще ярко выраженное публицистическое начало. В романе «Кто виноват?» (1846-47) Герцен предпринял художественный анализ семейной катастрофы, учитывая, помимо социальной детерминации, сложное сочетание внешней случайности обстоятельств, внутренней случайности чувств, а также готовность человека противостоять этим случайностям. В повести «Доктор Крупов» (1847) история и социум представлены «с точки зрения патологии», как явления, не подчиняющиеся законам разума.

В 1847 году Герцен выехал с семьёй за границу, жил во Франции, Италии, Швейцарии. В 1850 году Герцен отказался вернуться в Россию, в 1851 Сенат постановил считать Герцена «изгнанником навсегда из пределов государства», он был лишён дворянства. С 1852 - в Лондоне. Свою эмиграцию Герцен считал вынужденным, но необходимым шагом, спасшим его человеческое достоинство в политическом, социальном и личностном измерениях. Поражение европейских революций 1848-49 привело Герцена к разочарованию в западной цивилизации; в этот же период он пережил глубокий разлад в семейных отношениях. Разрыв «с всемирным, с всеобщим, с человечеством» нашёл всестороннее освещение в его книге «С того берега» (1847-50), в которой он наметил путь преодоления «душевной драмы»: утверждение самодостаточности каждой отдельной личности и каждой исторической эпохи, являющихся одновременно «звеном в цепи и кольцом для себя». Мысль о том, что история и природа не знают прямолинейного развития, а значит - и строгой детерминации, позволила Герцену отнестись к случаю как к неотъемлемому свойству универсума и непременному условию реализации разнообразных возможностей. Осуществляя эти возможности и тем самым сознательно выстраивая свою биографию, человек должен прожить жизнь, не случайную для истории и для самого себя, - в этом главный пафос книги «Былое и думы» (1852-68), монументальных мемуаров с чертами исповеди.

В 1853 году в Лондоне основал Вольную русскую типографию, в 1855-68 издавал в ней альманах «Полярная звезда», в 1857-1867 совместно с Н. П. Огарёвым - газету «Колокол», которые широко распространялись в России. В политических работах Герцена  получила новое осмысление центральная для него проблема личности: Россия и Европа предстают как своего рода глобальные исторические индивидуальности. Отказавшись во многом от западнических идей, Герцен  разработал теорию «русского социализма» (книга «О развитии революционных идей в России», вышла в 1851 году на французском и немецком языках, русский перевод 1861; статья «Русский народ и социализм», 1861, и др.), которая впоследствии стала теоретической основой народничества. Считал, что Россия, в отличие от Европы, сумела сохранить в себе здоровое самобытное начало - крестьянскую общину, которая, при условии освобождения крестьян от крепостной зависимости и наделения их землёй, а также децентрализации государственного управления, может стать основой социалистических преобразований. К историко-философским и политическим проблемам Герцен  обращался также в циклах статей «Концы и начала» (1862-63), «Письма к путешественнику» (1865), «Письма к будущему другу» (1864-66) и др. В начале 1860-х годов содействовал созданию тайного революционного общества «Земля и воля» 1860-х годов, выступил в поддержку Польского восстания 1863-64. Вместе с тем в письмах «К старому товарищу» (опубликованы посмертно в 1870), адресованных М. А. Бакунину, критиковал крайности революционного террора как средства политической борьбы, полагая, что «нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри».

Соч.: Собр. соч.: В 30 т. М., 1954-1966.

Лит.: Шпет Г. Г. Философское мировоззрение Герцена. П., 1921; Гинзбург Л. Я. «Былое и думы» Герцена. М., 1957, Володин А. И. Герцен. М., 1970; Летопись жизни и творчества А. И. Герцена, 1812-1870. М., 1976-1990. Т. 1-5; Гурвич-Лищинер С. Творчество Герцена в развитии русского реализма середины XIX в. М., 1994; Туниманов В. А. А. И. Герцен и русская общественно-литературная мысль XIX в. СПб., 1994; Хестанов Р. А. Герцен: импровизация против доктрины. М., 2001; Эйдельман Н. Я. Свободное слово Герцена. М., 2003; Савинков С. В. Творчество А. И. Герцена: философия и поэтика (1830-1840-е годы). Воронеж, 2005.

С. В. Савинков.